И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился, и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем. (Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 25-37)
Вот какое толкование этой притчи предлагает клирик храма Спаса Нерукотворного Образа в Перово иерей Андрей Бойчун.
«Мы привыкли называть эти слова Христовой заповедью. Однако из евангельского сюжета очевидно, что эта мысль уже была известна иудеям к моменту Пришествия Христа в мир. Христос не дал новую заповедь, Он всего лишь повторил выдержку из Закона: «Ты правильно всё говоришь. Сделай это и будешь жив». Тогда человек спрашивает: «А кто же мой ближний?». Дело в том, что древние иудеи не считали своими ближними окрестные народы. И в ответ на вопрос: «А кто мой ближний?»— Господь рассказывает притчу о добром самарянине, суть которой известна каждому человеку, мало-мальски знакомому с Евангелием.
Некий человек шёл из Иерусалима в Иерихон, попал в руки разбойников, был жестоко избит, ограблен и едва остался жив. И хотя человек этот по крови был иудеем, мимо него прошёл священник, прошёл левит, и ни один из них не остановился. Проезжал мимо и самарянин, тот самый человек, который для еврея никак ближним не считался. Он замедлил ход, спешился, вином промыл раны избитого, смягчил их маслом. Затем посадил его на своего ослика, отвёз в гостиницу, ухаживал за ним. Утром, уезжая из гостиницы, дал денег хозяину гостиницы, говоря: «Послужи ему, а если истратишь больше, чем я тебе дал, на обратном пути я тебе возмещу».
В конце притчи Христос спросил: «Кто из этих трёх был ближним человеку, попавшему к разбойникам: священник ли, левит ли, самарянин ли?» Надо заметить, евреи так не любили самарян, что для законника, спрашивавшего Христа, даже слово «самарянин» было гнусным. Он мог бы, конечно, ответить— «самарянин», но не произнёс этого имени, и вместо этого сказал: «сотворивший милость с ним». «Иди, — сказал Господь, — и ты поступай так же».
Если мы посмотрим внимательно, то увидим, что в этой притчи аллегорически сокрыта вся Священная история. Человек уходил из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам. Все мы знаем, что настоящий Иерусалим — это Царствие Божие. В еврейском языке нет выражения «иду в Иерусалим», есть выражение «восхожу в Иерусалим». Иерусалим находится на горе, и до сегодня любой еврей говорит «восхожу в Иерусалим», а когда уезжает из Иерусалима, говорит «нисхожу из Иерусалима». Это — некий образ Горнего мира, в который нужно восходить, и оттуда не «уходят», а «нисходят». А Иерихон, как мы помним из Писания — это твердыня греха. Это — главная крепость, которая стояла на пути еврейского народа при вхождении в земли Израиля.
И вот, человек шёл из Иерусалима в Иерихон. Шёл сверху вниз, нисходил из Иерусалима в Иерихон. Кто этот человек? Это — Адам, потерявший рай. Он был в Иерусалиме, а потом оказался в Иерихоне. По пути попал к разбойникам, а разбойники суть бесы, нечистые духи, которые избили его до полусмерти. А то, что его не убили, — так это лишь потому, что Бог не позволил. Как говорил преподобный Серафим Саровский, лукавый страшен и одним ногтем может перевернуть весь мир. Но Бог хранит человека, хотя и дозволяет нечистой силе тревожить нас. Как потом оказывается, что для нашей же пользы.
Итак, человек, уходящий из Иерусалима в Иерихон — это Адам, всечеловеческое существо, который попал в руки разбойников и был бит, ограблен, едва не убит. И пришёл к нему самарянин. Кто такой самарянин? Это — Христос. Мимо бедняги прошёл священник, мимо него прошёл левит, прошли законники, прошли те, кто кичился знанием. А самарянин, тот, с кем раньше этот иудей и не поздоровался бы, замедлил ход. Это — Христос, который всё делает для человека, но Он до сегодняшнего дня человечеством до конца не познан и не узнан. Самарянин — это образ Господа Иисуса Христа, Который замедлил Свой ход, промыл раны человеку и посадил его на Своего осла. В этих словах тоже есть смысл. Потому что некоторые богословы считают, что за образом этого ослёнка, этого вьючного животного, скрывается богочеловеческая плоть Христова. Господь, воплотившись, став Человеком, взял на себя все немощи человеческие. Это и означает — посадить на Своего осла избитого, раненого человека. Господь взял на Себя все наши ограниченности, слабости, немощи, кроме греха.
И Христос повёз человека в гостиницу. Что такое гостиница? Это — Церковь, где Он послужил избитому человеку, а потом, уходя, дал хозяину гостиницы две монеты. Двумя монетами являются Ветхий и Новый Завет, Священное Писание. И заповедал гостиннику: «Послужи теперь ты ему». Гостинником названы епископы, священники, духовенство, катехизаторы, учители, богословы — все, кто лечит, вразумляет, спасает человека. Бог дал этим людям в руки две монетки, два Завета: вот, вразумляйся, спасайся и помогай израненному человечеству. А Я, когда возвращусь, тебе воздам.
Конечно, притча содержит и очевидный практический вывод. Это — призыв к милосердию ко всякому человеку без различия его цвета кожи, национальности и даже веры. Страдающий человек — это брат, нуждающийся в помощи. Поэтому нужно учиться, наверное, всю жизнь смотреть на нуждающегося в помощи человека как на Христа, Который хочет, чтобы Ему послужили.
Начался Рождественский пост, это особое время, когда мы стараемся делать что-то доброе, чего раньше не делали. Регулярная молитва, дела милосердия, участие в Церковных таинствах и чтение Священного Писания – главные задачи на это святое время. Аминь».