Приходится констатировать, что наше общество телефонозависимо. Особенно молодое поколение: вся жизнь в смартфонах. Там общение, там игры и кино, там уроки и лекции. Иногда даже на ночь невозможно выключить телефон: а вдруг кто-то пришлет сообщение, а ты не успел на него ответить. 20 августа 1896 года в США был запатентован телефон с наборным диском. За век с четвертью телефон из огромного аппарата, который был доступен единицам, превратился в вещь №1, который есть у всех: от самых юных до самых взрослых. Всегда ли телефон зло, и как найти золотую середину, рассуждает протоиерей Димитрий Максимов. 

–  Отец Димитрий, телефон настолько завладел нашей жизнью, что иногда замечаю, что даже в храме люди в телефон заглядывают. Это же самая настоящая зависимость?!

– Начнем с того, что  есть приложения в телефоне, и люди следят за службой. Перед глазами вся последовательность Литургии, тропари, песнопения, и это очень удобно. Иногда вижу, что даже бабушки с телефонами стоят. Когда храмы были закрыты для прихожан, Литургию смотрели через телефоны. Когда есть возможность попутно видеть текст богослужения, легче понимать смысл каждой фразы, каждого песнопения, и соединяться в общей молитве. 

Так что нельзя сказать, что телефон – какая-то бесовская вещь, потому что всё происходит по промыслу Божьему, Господь посылает нам помощь, чтобы нам было легче. И наша задача –  находить что-то полезное в любой вещи. В том же телефоне можно смотреть службы, читать книги, слушать православное радио…

– Велик соблазн, следя за богослужением, посмотреть, кто там что тебе в мессенджере написал. И когда вижу кого-то на службе с телефоном, могу осудить человека: мол, не в молитве, а в переписке. А он за Литургией или всенощной следит.

– Конечно, во время молитвы необходимо сосредоточиться. Понятно, что, может, у кого-то в больнице лежит близкий человек и нужно следить за его состоянием. Но, придя в храм, мы не должны смотреть какие-то новости, переписываться без надобности, если ничего серьезного нет. Служба – это время, когда человек приносит себя Богу. Повторюсь, телефон может быть помощником на службе. Любая вещь может быть и пользой, и предлогом ко греху. Поэтому тут больше вопрос состоит в том, как человек жизнь проводит. Если в каких-то добрых делах, начинаниях, старается искать что-то доброе, то у него добрые мысли будут. Если человек по натуре легкомысленный, то соблазнов много, легко в ненужную сторону могут увести.  Если мы видим в себе слабости души, нам надо молиться Богу: «Господи, помоги, укрепи, помоги избавиться от того греха, прегрешения, мысли, которая не дает правильно с тобой общаться». 

– Значительную часть жизни мы проводим в интернете, даже если не просто там развлекаемся, а общаемся, работаем. И получается, что человек закрыт для общения человеческого. И многих друзей в виртуальном пространстве я встречаю чаще, чем в  реальной жизни. Но это же не телефон, получается, а сам человек расставляет приоритеты именно так.

– У каждого христианина должна быть задача, определенный план на день. Ты выполни с утра свои послушания. Во-первых, у тебя и духовное состояние сразу изменится, почувствуешь в себе силы, делая добрые дела.  А потом можно уже и в аккаунты какие-то написать, да. Чем больше человек времени тратит бессмысленно, тем больше это его расслабляет, поэтому надо стараться с собой совладать. Если человек осознает свою зависимость от телефона, то лучше совсем отказаться. У многих уже болезнь –  телефонозависимость! Люди без телефона не могут вообще, сидят, ходят с ним, спят, но  это ненормально. Хорошо всегда  иметь книжку под рукой, прочитать хотя бы главу… надо больше уделять внимания чтению. Это развивает человека, формирует менталитет. Нужно больше времени проводить в чтении душеполезных книг, духовных книг. Можно классическую литературу перечитывать. 

– Отец Димитрий, а как вы относитесь к тому, что многие в период поста от телефонов отказываются – отключают интернет, не заходят в мессенджеры, не смотрят социальные сети. Это тоже один из способов такого духовного воздержания? 

– Да, это тоже один из способов. Почему нет? Если есть такая возможность, это очень хорошо. Конечно, если ваша работа в интернете, это другой момент. А вообще в результате отказа от беспрестанного сидения в телефоне начнет голова лучше работать, мысли появятся благие, правильные. Действительно, многие закрывают соцсети и стараются без них провести бы время поста. Потому что это всё-таки отвлекает, любая переписка не дает сосредоточиться. На один сайт зашел, на другой. Посмотрите на монахов, когда они хотят углубиться в молитву, они дают обет молчания. Усмиряя себя через этот подвиг, они высот духовных достигали. В нашем современном мире это тоже небольшой подвиг. Если есть возможность  отказаться от телефонов – это будет очень хорошо, полезно для твоей души.  

Как вы относитесь к инстабатюшкам, к тем, кто проповедует в интернете. Насколько для вас такой способ проповеди интересен, приемлем? Насколько он адекватен современности? 

– Это хорошо, если у человека есть возможность проповедовать и в сети. Если человек несет Евангелие, слово Божие, на амвоне или онлайн – это же польза для людей. Кто-то специально на того или иного отца подписан, а кто-то его пост-проповедь случайно  прочитает, и она какие-то струны в нем заденет. Приятно посмотреть, если у человека есть талант, он умеет красиво рассказать. Очень, мне кажется, это хорошо. Я вот знаю таких прихожан, которые, не имея возможности прийти в храм по состоянию здоровья, слушают  проповеди, службы смотрят. Я думаю, они куда больше времени проводят в молитвах, чем мы в храме проводим. Они постоянно там находятся. Человек для пользы души это делает, он столько набирается опыта, кажется, больше всех нас. 

– Вы с матушкой воспитываете троих детей. В каком возрасте ребенок должен получить личный телефон, должен ли это быть смартфон, где он может что-то посмотреть в интернете, или только телефон для связи? 

– Всё зависит от возраста. Пусть это будет смартфон, но интернет можно отключить, сейчас существует множество программ родительского контроля. И кто-то из детей будет уроки делать, что-то полезное читать, а кто-то играть.  И это уже плохо, очень опасно. Это уже болезнь, мания, человек попадает в такую зависимость. Обязательно нужно с ребенком поговорить, объяснить опасность, если не помогло, тогда уже забирать телефон. А вообще нужно с детьми общаться, проводить время, спортом заниматься, на рыбалку сходить, время на них находить, духовную сторону развивать, в монастырь съездить. Когда ребенок чем-то занят, ему и нет дела до какого-то телефона. Очень важно, в какой обстановке подросток находится, если он общается в кругу друзей, которые не вылезают из телефонов, конечно, он попадет в этот же круг. Надо его оттуда вытаскивать и стараться, чтоб он находился в кругу духовном, православном. Или пусть он в одиночку будет, но станет чистым. 

Это идеальный вариант. Вот случай из жизни. Одноклассники затравили девочку, у которой не было смартфона, она в класс ходила с кнопочным телефоном и стала почти изгоем. Как поступать родителям – купить этот смартфон и вернуть ребенка в компанию? Или же поддерживать ее в таком, особом, положении по отношению к другим ребятам в классе. 

– Нужно перевести в православную школу. Если мы видим, что в классе действительно началась какая-то травля, если  общество испорчено, надо подальше держаться от него. Есть дети разные: кто-то силен духом и их не сломать. Они молятся, исполняют правила, ходят на службы, это им помогает, поэтому кто бы им на пути ни попадался, они справляются. А если мы видим, что человек слаб и начинает увлекаться, общество его куда-то уводит, нужно действия какие-то предпринимать. Если мы видим, что телефон наносит вред, то телефон надо у ребенка забрать. Это очень тяжело, когда человек теряет самоконтроль, это уже сродни алкозависимости, наркозависимости, компьютерозависимости. Это бесовское влияние. Без Божией помощи вообще из этой ситуации не выйдешь. Взрослому человеку с помощью молитв, исповеди можно себя изменить, опять же, если есть желание этого. А ребенок только вступает во взрослую жизнь, поэтому надо следить внимательно. Если увидели, что он играет, сразу поговорить, если другой раз увидели, нужно ставить программы специальные. Еще раз повторю: ребенком надо заниматься. Одно дело, когда ты кинул ему телефон, когда он плачет, – на, смотри, другое, если ты пришел с ним поговорил, как-то занял, куда-то сводил, поиграл…

– Увы, это очень сейчас распространенная модель поведения родителей. Сами в телефонах, и детям телефон включили, мультики бесконечные. Тишина, ребенок не плачет. Только пользы – ноль…

– Да, это беда настоящая, когда люди относятся равнодушно к своим детям. Потом родители плоды пожинают, думают, вроде бы я и воспитывал хорошо, а ребенок чем-то увлекся, попал под чье-то дурное влияние. А вина-то не ребенка, а родителей. Конечно, бывают ситуации разные, семьи многодетные, например. Там сложнее уследить. Но детей нужно приучать к труду с раннего детства, потому что любой труд облагораживает. А если не следить за детьми, не заниматься ими, то до большой беды может все докатиться, до наркозависимости. Надо следить, чтобы ребенок был чем-то занят полезным. Уж в Москве с этим проблем нет. Столько кружков, секций… Опять-таки воскресные школы при храмах. Выбор огромен. Нужно только не лениться и не думать, что ребенок сам себя воспитает. Каким он будет, зависит от родителей. Помните историю про двух близнецов из приюта? Одну взяла на воспитание монахиня, а другую – блудница. Имея одинаковый набор генов, выросли две абсолютно разные девочки. Всегда нужно родителям помнить: каким будет ребенок, зависит от того, сколько сил, любви, внимания вы в него вложили.