Нашим миром, похоже, последние несколько недель правит коронавирус. О нем говорят по телевизору и радио, весь интернет обсуждает, реальна ли угроза этой инфекции или это очередной передел мира под предлогом «смертельно опасной» болезни. COVID-2019, а именно такое название этому типу коронавируса было дано Всемирной организацией здравоохранения, добрался даже до Церкви. Прихожане разделились на два лагеря. Одни по-прежнему прикладываются к иконам, причащаются без страха и боязни заразиться любой инфекцией, потому что в Чаше Жизни нет места ничему другому, кроме Тела и Крови Христовой. Другие – требуют запретить целование Креста, боятся приступать к большинству Таинств, мотивируя этот тем, что «береженого Бог бережет». Как Церковь реагирует на ситуацию с коронавирусом, где найти золотую середину. Об этом говорим с настоятелем храма Спаса Нерукотворного Образа в Перово протоиереем Андреем Бондаренко.
В Румынии во избежание заражения причащаются одноразовыми Лжицами. Мера вынужденная, потому что власти страны поставили ультиматум: либо пластиковая посуда, либо храмы закрывают совсем.
В Италии в условиях жесточайшего карантина люди по одному приходят к дверям храма, получив от священника смс, что Божественная Литургия совершена, Жертва Бескровная принесена и можно причаститься Святых Христовых тайн.
Настоятель афонской келлии Введения во храм Пресвятой Богородицы отец Пимен (Влад) призывает в этой ситуации не забывать, что над всеми нами Бог. Что Он попустил это для нашей пользы.
«Вы прекрасно знаете, сколько всего у нас перешагнуло за рамки нормальности в последнее время, начиная с абортов, блуда, всё: пьянство, наркотики, всё что хочешь, всё у нас вывернуто наизнанку, гомосексуалисты и прочее. Весь мир перевернулся с ног на голову. Поэтому было естественно, чтобы Бог попустил что-нибудь. Неважно, пришел ли этот вирус откуда-нибудь или был сфабрикован, это нас не интересует, – его попустил Бог. Потому что мир понесся в эту сторону, и Бог должен был поставить нас на ноги. И Он попустил это».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил инструкцию по проведению богослужений в храмах Русской Православной Церкви. Вот несколько основных положений.
Таинства Церкви будут беспрепятственно преподаваться и больным, и здоровым людям с соблюдением профилактических мер. К ним относится протирка Евангелия и иконы (Креста) после каждого лобзания с использованием дезинфицирующего раствора, преподание «запивки» в одноразовой посуде, использование гигиенических перчаток для раздачи антидора и просфор, рекомендацию причастникам воздерживаться от лобзания Чаши после Причастия. Священнослужителям рекомендуется воздерживаться от преподания руки для целования, после окончания Литургии Крест возлагается на головы прихожан.
В храме Спаса Нерукотворного Образа рекомендации уже исполняются и будет сделано всё, чтобы прихожане по-прежнему приходили в храм вместе помолиться, и ничего не боялись. На этом акцентировал внимание настоятель храма протоиерей Андрей Бондаренко.
— Мы рассчитываем на Милость Божию, и каждый христианин понимает, что его жизнь может закончиться в любой момент. Но не только от коронавируса. И мы, дабы не искушать Господа, предпринимаем усилия, чтобы защититься от инфекции. Все эти меры не наносят ущерба нашим религиозным чувствам. Они призваны уменьшить риск заболеть, а дальше – на все воля Господа.…
На данный момент никаких распоряжений относительно закрытия храмов нет. Надеемся, что милостью Божьей мы пройдем эту ситуацию и продолжим нашу обычную полноценную религиозную жизнь уже безо всяких ограничений. Мы по-прежнему будем причащаться из одной Чаши и это официальная позиция Церкви. Таинство Соборование, как и было запланировано, будет совершаться в нашем храме по субботам и воскресеньям в 14 часов.
Таинства Церкви – это особые молитвословия, которые восстанавливают в человеке целостность и подобие Образу Божьему. Таинство Соборования является тем средством, которое находит связующие нити наших души и тела, чтобы они служили нашему спасению.
Читая Священное писание, мы видим, что болезнь и грех взаимосвязаны. Подчас для того, чтобы вразумить человека или народ, Господь наводил ту или иную болезнь.
Сегодня сложилась ситуация в мире, когда, казалось бы, обычный, чуть модифицированный грипп, стал угрожать жизни человека. Остановил общество в его движение. В век высоких технологий, когда человечество изолировалось от смертельных болезней, оказалось, что в итоге оно бессильно перед распространением коронавируса. Все бьют тревогу, самоизолируются… Но на самом деле люди не знают, что делать. Великая идея мирового масштаба о повсеместном мире и безопасности, сейчас рушится.
Глядя на это, мы понимаем, что болезнь служит для того, чтобы человек остановился. Нужно подумать, а почему Господь остановил меня этой болезнью. Мы ищем исцеления не для того, чтобы бежать сломя голову вперед, а для того, чтобы начать правильный путь дальше. Чтобы правильно попросить у Бога исцеления, нужно смириться в покаянии и сказать, что достоин этой болезни. Видно, не было способов человека остановить. Нужна болезнь, чтобы он мог подумать о главном. И когда Господь видит, что первый шаг сделан, то Ему можно действовать, давая нам исцеление. Он понимает, что это даст возможность двигаться по пути спасения. И тогда в здравом теле и душе можно посвятить свои жизненные силы Богу. Это очень важный момент.
Древняя практика таинства Соборования сложилась на основе послания апостола Иакова, где он призывает позвать пресвитеров к лежащим на одре болезни. Они помолятся и помажут елеем, чтобы молитва Церкви исцелила болящего.
Мы совершаем Таинство в храме, когда большинство из нас видимым образом здоровы. Возникает вопрос, а нужно ли это Таинство. Но, когда человек приходит на исповедь, мы видим, что человек попал в замкнутый круг греха, и в нем кается каждую неделю. Не знает, как с ним бороться. Грех одолевает разум, волю. Человек плачет, но ничего не получается…Можно ли сказать, что этот человек здоров?
Современные глобальны болезни – депрессия, отчаяние – вызывают удивление и недоумение у старшего поколения. Человек не пережил войну, голод и холод, а ходит с таким лицом, будто страшная трагедия с ним случилась. А удивляться здесь нечему. Это болезнь, болезнь современного общества. И от нее нужно лечиться. А возможно это только, прибегая к сильнейшему лекарству – Благости и Милости Божьей, к силе, которая исцеляет душу человека, помогая выбраться из этого порочного круга. Самое главное — уцепиться за эту благость. А когда Господь выведет из этого круга, продолжить правильный путь, как тот блудный сын, который пришел к отцу и уже не возвращался на грешный путь. Вот такой должна быть наша благодарность за Его милость к нам, за те Таинства, которые нам Господь дает.
Желаю каждому, чтобы осмысленный подход к Соборованию возымел действие на наши душу и телу, чтобы, прося у Бога исцеление, мы знали, для чего просим. И когда Господь подаст нам это, силы направить не на разрушение своей души, а на созидание себя, а может и тех, кто рядом с нами, давая частичку духовного здоровья тем, кто в этом нуждается.