Человек — это бесценная книга. Открываешь первую страницу, перелистываешь вторую, третью… и понимаешь, что уже не остановиться. В этой книге есть и от мелодрамы, и от детектива, от приключенческого романа и даже фантастики. Фантастика — слово присущее больше человеку неверующему, тем, кто пришел к Богу, известно, что, вернее Кто, стоит за самыми невероятными событиями. О своем пути к Богу рассказывает наша прихожанка Ирина Федоркова.
Каждый приходит к Богу по-своему. Возможно, у кого-то произойдет такое событие, которое одномоментно перевернет всю душу. Думаю, такое часто бывает. Что касается меня, то я могу сказать, что я шла к вере постепенно, мелкими шагами. Когда мне был 21 год, покрестилась и даже не пошла на Причастие на следующий день, не понимая, зачем это надо. Не помню, почему приняла решение креститься, знаю только точно, что никто из моих домашних меня к этому не подталкивал. Все произошло как бы само собой. (Но теперь я знаю, что ничего не бывает в жизни случайным).
22 года — душевная боль, обида, гнев и я еду к знакомым рассказать о человеке, который мне причинил эту боль, рассказать какой он недостойный. Мой маршрут пролегал мимо храма. И вот я выхожу из автобуса практически неосознанно (изначально не планировала визит в храм) и ноги сами несут меня к храму. Захожу. Тихо. День. Никого нет. Потекли слезы. Я не знаю, сколько я так стояла, но слезы текли и текли по щекам. Когда все слезы закончились, я вышла из храма очищенная от обиды, осуждения и всего негативного, села в автобус и… поехала домой. Спокойно было на душе. Господь тогда привел меня в храм, спас, и, дав освобождение от всего терзающего душу: обиды, уныния, а через некоторое время отправил в Москву начинать новую жизнь.
27 лет — я заболела, врачи сказали, что лечиться нужно не меньше года. Пролежала 3 месяца в больнице (а на выходные уезжала домой). В один из понедельников, возвращаясь в больницу, прошу завезти меня по дороге в храм. Не знаю, откуда смелость взялась, подошла к батюшке и попросила благословить меня (я даже тогда и не понимала всего, не знаю, как смогла сказать нужные слова). Батюшка благословил. На следующий день было обследование. Через день (в среду) пришел врач и сказал, что меня в пятницу выпишут, так как нет ничего, никакой болезни… А происходили все эти события в Страстную неделю (о чем я тогда и не догадывалась). Выписали меня в Страстную Пятницу, и Пасху я отмечала дома. И кулич был, и яйца красила, и было это на сознательном уровне как уважение к памяти предков, соблюдение традиции, а на неосознанном уровне уже что-то происходило — зарождение веры, ее предчувствие.
Общая картина, понимание сущности всех этих событий, объединенных одной идеей, появится гораздо позже. А пока…
28 лет — едем с мужем в Саратов по трассе на высокой скорости. А перед началом путешествия я прочитала молитвы Спасителю, Богородице и Николаю Чудотворцу, и это в то время, когда я еще не совершала молитвенных правил. И вот несемся мы, а на встречную полосу вылетает автомобиль (я марку забыла, но мне кажется, было что-то большое и мощное, видимо джип против нашей маленькой «восьмерочки»). Мы мысленно попрощались с жизнью. Вариантов не было: либо в кювет (очень высокая насыпь была), либо — лобовое столкновение. В последнюю минуту муж увидел на дороге площадку для ремонта и остановки машин, он нырнул туда и мимо нас буквально просвистел этот автомобиль. Мы некоторое время простояли на этой площадке, при этом совсем не хотелось говорить, обсуждать произошедшее, мы просто молча приходили в чувство от пережитого. И самое интересное, что я целенаправленно потом пыталась отыскать взглядом по дороге еще такую же площадку. Не увидела! Не было больше! После этого события мой муж стал заходить в церковь, хотя до этого случая всегда ожидал меня за церковной оградой, когда я заходила в храм.
30 лет. Один за другим умирают любимые брат и папа. Сознание перевернулось, встало с ног на голову. Не передать словами. И опять была поддержка. Как только возникала возможность и муж оставался с ребенком, я бежала в храм. Со мной уже диакон стал здороваться как с постоянной прихожанкой, несмотря на то, что я никого там не знала, и не было большого желания познакомиться. У меня была потребность побыть с Богом один на один. Излишне будет говорить, что эти визиты в храм мне очень помогли….
35 лет — мама подарила нам бабушкину икону «Нечаянная радость», вскоре позвонила квартирная хозяйка и сказала, что ее внук через 2 месяца женится и нам нужно освобождать квартиру. Мы к тому времени с мужем и ребенком уже восемь лет жили на съемных квартирах. Никто не верит, что мы смогли найти и купить собственную квартиру в течение месяца, и за два месяца совершить капитальный ремонт нашего нового жилища. Через 2 месяца после покупки квартиры в Москве подрожали на 20%, потом еще на 20%, и начался знаменитый подъем цен. Если бы мы вовремя не успели, то не смогли бы уже купить квартиру никогда. Конечно, мы прилагали максимум усилий, но то, что это не простое стечение обстоятельств было уже для меня очевидным. И еще много чего было….
Все это время я периодически ходила в храм, мне было там хорошо и легко, но единой концепции не было. Я и сейчас еще мало знаю, каждый раз узнаю что-то новое для себя. Раньше, когда мы учились в школе, был сформирован стереотип: верующий человек невежественен, внушаем, слаб (надеется на помощь извне, а не на собственные силы). Сейчас я понимаю, какая это глупость. Напротив, познание Бога — дело весьма интеллектуально и душевно напряженное.
И наконец, мне 37. В интернете мы встретились с моим бывшим студентом, который в это время уже учился в Духовной семинарии за границей. В одном из писем он попросил проконсультировать меня по поводу случая их прихожанки. Понимаю, что мы — психологи некомпетентны в вопросах органики. Думаю и начинаю поиск своего бывшего преподавателя (к которому порывалась пойти много раз, но останавливала себя), нахожу ее, Евгению Павловну — врача-психиатра с 50-летним стажем. Это была дивная встреча, я боялась, что она меня не узнает, ведь много лет прошло, а Евгения Павловна, как только увидела меня, сказала: «Ирочка, здравствуй. Вот воистину за кого молишься, тот к тебе и приходит». Так мы обнялись и замерли в храме на несколько минут…
Я только через 2 года задала Евгении Павловне вопрос о смысле этих слов, и она показала мне помянник, в котором имелась такая запись: «Ирина с младенцем Димитрием». Она молилась за нас все эти годы!!! А я часто вспоминала ее и порывалась пойти, но, видимо, была еще не готова.
Георгий, мой студент, не знал Евгению Павловну (она ушла из института до его поступления), и она его тоже не знала. А мне эти два моих прекрасных человека помогли воцерковиться. Я действительно мало знаю, и не все соблюдаю так, как нужно. Но я теперь знаю, где правильный путь. Понимаю это и на рациональном, и на чувственном уровнях своей души.
Несколько сумбурно, вероятно, я все это описала. Мне давно хотелось это сказать. Возникает ощущение, что если скажешь то, что знаешь, может быть, это кому-нибудь пригодится. Мне как-то об этом моя студентка с вечернего отделения сказала, стих написала. Смысл ее стихотворения заключался в том, чтобы я говорила о Боге, что может быть тому, кто услышит эти слова, они помогут.
Не нужно скрывать своих убеждений (это — малодушие). Не нужно навязывать своих убеждений, но и говорить о них нужно, а не действовать по принципу «как бы чего не вышло», «а вдруг узнают о моей вере и насмехаться будут».. Ну и пусть. А скрывать то, что чувствуешь и знаешь о Боге — предательство. Так мне кажется.
Ирина Федоркова, написано в 2011 году