«Телесная болезнь служит к исцелению душевной; мы не можем похвалиться, чтобы оной не имели. Слава и благодарение Господу, врачующему нас терпкими наведениями!»
Преподобный Макарий Оптинский
Мы очень боимся болезней. Кто-то при первых же признаках простуды мчится в аптеку покупать лекарство, сбивать температуру. Кто-то делает вид, что болезни нет, «сама пройдет». А третьи вообще предпочитают максимально оттягивать визит к врачу, особенно если есть подозрения на какое-то тяжелое заболевание, например онкологическое. Принцип: «я не знаю – значит, не болею», увы, очень распространен.
Но корень всегда один — страх. «Господь меня за что-то наказывает», — думаем мы. И начинаем лихорадочно вспоминать, за что такая напасть для меня навалилась. Хотя Церковь предлагает совсем иную формулировку вопроса: «Для чего эта болезнь была попущена. Что я делаю неправильно, в каком направлении я иду?».
— Батюшка, вопрос общий, но самый насущный. Почему люди болеют?
— Нужно понимать, что болезнь не является нормой. Норма для человека – радость. Но она не может уместиться в нашей поврежденной природе, и болезнь, и смерть стали ее частью. Посредством смерти Бог изымет нашу природу из-под действия греха. Да, смерть для человека — это зло, но именно с ее помощью Господь изымет нас от абсолютного зла. Природа будет разобрана и собрана вновь, но уже без смерти и греха. Уместно сравнить болезнь с ядами. Как говорил Парацельс, что «всё есть яд и всё есть лекарство, всё зависит от дозы».
— Получается, что мы должны радоваться, когда Господь посылает нам болезни?
— Бог ведет человека своим путем. Да, иногда это путь болезни, но мы верим, что Промысел Бога о каждом человеке уникален. Господь ведь говорит, что ни один волос с головы не упадет без Его ведома. Ничего не бывает случайного. Бог Сын молится Богу Отцу особым образом обо всех христианах. И если Господь попустил болезнь, значит, посредством этой болезни Он пытается нам помочь. Грех существует в двух формах: как состояние природы и проявление воли. Грех как составляющая нашей природы есть даже в святых, поэтому и святые бывают поражены болезнью. Оторванная от Бога наша природа страдает и поэтому болеет.
— Отец Димитрий, конечно, нужно понимать промысел Божий о человеке, но ведь иногда человек иногда ведет себя так неаккуратно, что невозможно не заболеть.
— Бывает, что и сам человек болезни приобретает по своей неаккуратной духовной и телесной жизни. Неумеренно или не ту пищу вкушает, неправильные привычки имеет. И было бы неправдой говорить, что болезнь ту или иную нам посылает Бог. Человек сам себе вредит неправильным образом жизни. Болезнь болезни рознь.
— Из жития Паисия Святогорца мы знаем, что он сам просил для себя у Господа онкологическое заболевание. Зачем? Хотел так спастись для жизни Вечной?
— Каждого человека Господь ведет своим путем. Есть такое понятие, как удостоверение Благодати. Святые явственно чувствовали, что им нужно для спасения. И просили о болезня. Тут уместно вспомнить житие преподобного Пимена Многоболезненного, который подвизался в Киево-Печерской Лавре. Он принял постриг, но болезнь приковала его ко одру, блаженный никогда не вставал, но перед смертью Господь дал ему сил, чтобы сидя попрощаться с братией.
Казалось бы, человек святой жизни, а Господь вел его через болезни. Апостол Павел пишет: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор.12:9). Что это означает?! Что ощущая немощь собственную, Господь помогает меньше бороться с какими-то внешними обстоятельствами, направляя силы на духовное возрастание. Болезнь, например, может смирить гордыню человека. Или будь человек здоров, он, может быть, пустился бы во все тяжкие и погиб. Это действие промысла Божия.
— Верно ли утверждение, что Господь, подавая болезни, хочет, чтобы мы в итоге пришли к Нему?
— И в храм люди по-разному приходят, и по болезни тоже. Может быть, изначально, человек приходит обряда ради, не понимая истинной сути. Но (!) человек, пусть на каком-то другом уровне, но ощущает действие благодати. В своем духовном развитии человек проходит несколько этапов. Один из них — языческий подход, который называется магизмом. Он предполагает результат при точном исполнении обряда. Поэтому многие, приходя в храм, точно ищут, куда поставить свечку, к какой иконе, спрашивают, какую именно молитву прочитать. Такой примитивный уровень проходят некоторые новоначальные христиане, а затем приходит понимание, как на самом деле идет общение Бога и человека: Бог может дать всё, что необходимо, но человек не сразу может это принять. А для этого нужно измениться. Действенность нашей молитвы зависит и от искренности молитвы и от того, насколько открыт человек, чтобы получить помощь.
— Мы в молитвах просим исцеления, но, быть может, вернее было бы просить о достойном и терпеливом несение болезни и скорбей с ней связанными?
— Монаху полезно себя поддерживать, а не исцеляться, а вот мирянину полезнее исцелиться, чтобы заботиться о своей семьей, о близких. Просить об исцелении не грех, но нужно добавлять: «Да будет Твоя святая воля». Так мы показываем, что Промысел действует на нас через болезнь. Поэтому мы и просим, «Господи, исцели, если нам это полезно». Нужно помнить, что Господь нам всегда подаст лучшее.
— Особняком стоят психические. Они тоже даются человеку, чтобы он по-другому взглянул на свою жизнь?
— Человек трехсоставен: дух, душа и тело. Болезнь затрагивает все составляющие. Поражение души и тела явно выражается. Когда же поражается дух – это уже грех. Но все взаимосвязано. Живя во грехе, душа у человека страдает, он все время в унынии пребывает. Тело страдает от этого. Чтобы утешиться, человек прибегает к запрещенным усладам. Одно не радует – ищет другие способы. Итак в конце концов человек может повредить и духу, и душе, и телу.
«Господь да подаст тебе терпение в болезни. Упадать духом не надо, а надо молиться и просить у Бога терпения. Ты сознаёшься, что по грехам своим стоишь этой болезни. Это хорошо, вот и терпи, и не унывай, но приноси Господу покаяние в своих грехах и надейся на милосердие Господне. Телесными страданиями очистит Господь душевные скверны и прощение подаст. Терпи, и молись, и за всё Бога благодари».
Преподобный Иосиф