Представить себе веру без молитвы невозможно. Мы славословим Господа, мы благодарим Его, мы просим!
Утреннее правило и молитвы на сон грядущий, Последование ко Святому Причащению, покаянные каноны. Умеем ли мы молиться или просто вычитываем положенное. Можно ли определить свое собственное правило и можно ли молиться своими словами? Эти вопросы возникают и у неофитов, и у людей, давно пришедших в храм.
Иерей Димитрий Карпов помогает разобраться в этих таких сложных и таких насущных вопросах.

МОЛИТВА  — ЭТО…

Молитва – это движение сердца человека к Богу. Ученики просили Христа научиться молиться, и в ответ Господь дал им молитву «Отче наш». Это образец заботы Бога о Своем творении, но и человек в ответном порыве должен стремиться к Богу.

Через молитву Господь являет нам свою заботу и поддержку. А мы в ответ получаем Благодать. Но (!) принять ее человек может только через молитву. Это такое же необходимое состояние для человека, как и дыхание.

Мы не умеем молиться, увы, но нет предела совершенства. Человек, бесконечно стремясь к Богу, восходит в новую силу молитвы. Вычитывание молитв тоже молитва, которая испытывает сопротивление нашей природы. Это не лицемерие, как некоторые утверждают. Святые говорили, что ты если не хочешь молиться, но молишься, ты сохраняешь верность Богу.

Поначалу в человеке действует призывающая Благодать, человеку легко стоять на службе, он все впитывает. А потом приходит ощущения усталости, человек понуждает себя молиться. А поборов свою нежелание, получает в ответ радость. Нужно совершать над собой усилия. Так Господь нас учит. Сначала сам ведет, потом поддерживает, потом человек идет сам. И вот, когда он делает свои шаги, и проявляется  верность Богу. Даже несовершенная молитва является шагом к Господу.

Ощущение Богооставленности проходили даже святые. Макарий Великий, когда его искушали нечистые силы, возопил ко Господу: «Где же Ты был?!». И ответ ему был: «Смотрел, как ты молишься». Бог рядом и человек восходит от одной силы молитвы к другой только с Его помощью.

Бороться с рассеянной молитвой можно только внимательной сосредоточенностью и призыванием Бога, ибо без Него мы не можем ничего. Настоящая молитва – это когда ум, воля и чувства собраны воедино и направлены к Богу. И именно такое обращение Ему угодно и услышано Им.


МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО

Различают два типа молитв: молитва как правило и молитва как состояние. Правило подлежит корректировке и зависит от обстоятельств. Преподобный Серафим Саровский говорил, что можно в определенных обстоятельствах читать краткое правило. Оно и получило название в честь святого – «Серафимово правило».

Правило может быть маленьким, от «Трисвятого» до «Отче наш», но читать его нужно часто. Пахомий Великий, например, делал это каждый час. И таким образом человек всегда сердцем присутствует перед Богом.

Канонов молитвенных для мирянина не существует. Молитвенное правило сложилось в течение веков. И те, чьи молитвы сейчас в него входят, и не видели его целиком. Это Церковь его сложила правило таким образом. Суть же молитвы в том, чтобы, проснувшись с утра, человек обратил свое сердце к Богу.

Игнатий Брянчанинов сравнил молитву с пищей. Хорошая, но неумеренно употребляемая, способна подорвать здоровье. Так и молитвенное правило, не соответствующее духовному возрасту, может в итоге привести к тому, что человек и вовсе оставит всякое правило. Можно прочитать часть, например, вечерних молитв до «Достойно есть» в одно время, а уже перед самым сном – заключительную часть.

Это нормально, когда человек варьирует свое молитвенное правило. Человек в силу своей занятости не может читать его полностью, например, мать с детьми… Станет она на молитву, а ребенок натворит что-то в этот момент, поэтому мама вынуждена варьировать правило в зависимости от обстоятельств. 

Определять молитвенное правило лучше всего с духовником либо с приходским священником, у которого исповедуетесь. Важно помнить: молитвенное правило не должно парализовывать духовные силы. Непосильного правила быть не должно, потому что в этом случае оно может вызвать уныние, а это уж грех.

Сложность молитвы еще в том, что для новоначального она не очень понятна, потому что написана на церковнославянском языке. Возникает не только рассеянное внимание, но и сложность восприятия. И для этого нужно сначала разобрать молитвы, понять их, потом и молиться легче. В этом случае сердце участвует в молитве. Относительно Правила ко Причащению действует тот же  закон постепенности. Сначала можно прочитать только Последование, потом уже подключать каноны.

Для молитвенного правила ребенку лучше выбрать несколько кратеньких молитв, лучше, конечно, посоветоваться с духовником. Это могут быть призывание благословения на родителей, благодарность за прожитый день. Самое главное – выработать сердечное обращение к Богу. Сначала ребенок легко подражает родителям, но затем нужно его учить общаться с Господом. Важен не объем молитвы, а искренность. И самим родителям нужно молиться, чтобы перед глазами был пример.

О ЧЕМ ПРОСИТЬ ГОСПОДА В МОЛИТВЕ

Наблюдая за своей жизнью, человек может видеть, как Господь избавляет его от многих искушений. И обязательно должна быть молитва-благодарность. Творец непрестанно о нас заботится, видя это невозможно не возносить хвалу. Молитва, соединенная с любовью к Богу, делает сердце умиротворенным.

Бога можно умолить обо всём, Господь в силу неотступности дает тебе это. Но полезно ли будет просимое? Поэтому часто Господь на некоторые молитвы и не откликается. Слышит, но не делает ради нашей же пользы.  В той же молитве Оптинских старцев есть такое вопрошание: «Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Святая воля Твоя». Господу угодны наши молитвы, Он рад, что мы с Ним общаемся. Но не нужно забывать, что Господь подаст нам только полезное.

Память о Боге является непременной частью молитвы, ее преддверием. Например, вспомнит человек что-то хорошее и сразу за ним следует желание что-то хорошее и сделать. Человек, читая Священное Писание или размышляя о Боге, возгорается любовью ко Творцу, человек сердцем тянется к Нему. Авва Досифей говорит, что бывают такие состояния человека, когда он не способен даже на краткую молитву, тогда устремление душой к Богу уже является молитвой. Такие состояния часто можно увидеть в реанимации, когда простое моргание в ответ на слова священника уже становятся молитвой. Мать пророка Самуила Анна-Пророчица молча предстояла перед Богом и услышала глас: «Анна, что ты вопиешь ко Мне день и ночь?!» Ее молитва заключалась в скорби сердца.

Молитва и вера

Вера в Бога бывает и без молитвы. Апостол Павел говорит: «Бесы веруют в Бога и трепещут». Есть же и те, кто говорит, что «вера у него в душе». Человек верит, что есть Бог, что Он всё определяет, но не готов принять Господню волю. Этим и отличается вера без молитвы от веры деятельной. Важно не только верить, но и принимать Бога. Истинная вера меняет человека, а если этих изменений человек не хочет, вот он и «верит в душе».

Апостол Павел говорит: «Непрестанно молитесь». И это уже молитва как состояние сердца. Но человек в силу своей занятости может не каждую минуту возносить молитву, но сердце должно непрестанно обращаться к Богу. Это состояние искания сердцем Господа. Это Иисусова молитва, краткое обращение: «Господи, помилуй» или «Богородице Дево, радуйся». В этом случае человек всегда сердцем ищет Бога. В ответ получает поддержку, чувствует себя защищенным от искушений.

Научиться молиться можно, всё зависит от усердия. Обращая себя, свое сердце, свою жизнь к Богу, в человеке начинает действовать Божественная благодать. И даже не имея Евангелия, Псалтыри, Апостола, можно научиться молиться, как это произошло с Марией Египетской. Нам проще  — есть творения святых отцов, Священное писание. И Господь всегда действует, сообразуясь с обстоятельствами. Он научит молиться, было бы только наше сердце открыто Ему.