В третью Неделю по Пятидесятнице на Божественной Литургии читается Евангелие от Матфея (глава 6, стихи 22-33)

Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;  если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне*.

 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?  Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?  И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;  но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. 

ПРОПОВЕДЬ НАСТОЯТЕЛЯ СПАССКОГО ПРИХОДА ПРОТОИЕРЕЯ АНДРЕЯ БОНДАРЕНКО

Миссией проповеди воплотившегося Спасителя было оживить взаимоотношение Бога и человека, а значит внести дыхание жизни в утратившие силу законы ветхозаветного наследия: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить»

Произнесенные за Литургией слова Спасителя  — это продолжение Его Нагорной проповеди, разъяснение новозаветной заповеди  «Блаженные чистые сердцем, ибо те и Бога узрят».

Обращая внимание на то, что в иудейской среде «чистота» приобрела только внешнее понимание, то есть, исполнение лишь внешнего закона призывало благоволение Бога к человеку, Спаситель переключает внимание слушателей через образы телесных чувств на духовные приоритеты, «Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно..» которыми теперь должно руководствоваться в осмыслении промысла и попечения Божьего о человеке. А дальше и вообще ставит в тупик сознание ветхозаветного правоверного иудея, противопоставляя земное богатство, как награду за верность Богу, этому самому служению Богу в правильном его теперь понимании «Не можете служить Богу и мамоне».

Мамона, как вы знаете, это когда получение материальных благ становится целью жизни человека. К сожалению сейчас это особенно видно, ведь окружающая нас система большей частью построена по такому принципу. И перед нынешними христианами возникают множества искушений повторить те самые ошибки, исказившие подлинную связь человека с Богом.

Итак теперь задача новозаветного человека, того, кто хочет иметь настоящее общение с Богом, создать внутреннюю чистоту, чтобы стать храмом Божьим  «Вы есть храм Божий» в который вселяется Господь, действуя в нас своей Спасительной Благодатью.

Таинством Христовой Церкви призванным к очистительному воздействию на человека служит Покаяние. С этим Таинством мы связываем просьбу прощения наших согрешений и поиску решений не повторять тот или иной грех. Но как часто мы убеждаемся в неспособности сдержать данное на исповеди слово и, попадая в замкнутый круг одних и тех же грехов, впадаем в отчаяние бездействия Таинства на нашу жизнь.

Ошибка в том, что мы забываем о первостепенной цели Таинства покаяния – это не достижение невозможности повторения греха, а наше усилие сердца, души и ума к приглашению Бога стать нашим домоправителем душевных и телесных сил. Только тогда, когда Господь станет нашим «оком» то и вся жизнь, в ее действиях и проявлениях  «будет светла». Следовательно, слезы раскаяния, признание своей немощности, неспособности измениться самостоятельно — не способ самоунижения человеческого образа – это обращение к Божественной любви, к ее очистительному воздействию на всё наше поврежденное грехом естество.

А дальше, по словам апостола Павла в его послании к Римлянам, происходит парадокс земных понятий о страданиях и скорбях:

 «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа,  через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.  И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам».

Это новый взгляд на скорби. Они приобретают в жизни человека утверждающее чувство присутствия Бога, и воздающий хвалу Богу, по словам апостола, обретает понимание их назначения как проявления Любви Бога к человеку.

Но только с благодарностью принятая скорбь очищает сердце, учит сопереживать другому человеку, дает ощущение присутствие Бога, в противном случае скорбь может стать причиной потери доверия и надежды на Бога.

Желаю каждому, чтобы в наших весьма непростых обстоятельствах, Господь посещал нас, просвещая наше сердце и ум, давая нам трезвый взгляд на смыслы жизни. Мы с Вами принадлежим к Церкви, где Крест – ее главный символ. Христианский путь –  это путь радости в тех скорбях, которые принятые с благодарностью, дают Богу возможность засвидетельствовать Свое присутствие в нас. А Святая Церковь с ее Таинствами пусть укрепляет ваши силы на протяжении всего земного пути к достижению Царства Небесного, возвещаемого мудростью Священного Писания. Аминь