Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Каждый год в сентябре, почти невидимо и незаметно для мира начинается новый церковный год, а вместе с ним – тот круг праздников и памятей, которыми Святая Церковь мерит всю жизнь мира и находящегося в мире человека. И вот первый праздник этого нового круга – Рождество Богородицы, которое мы сегодня уже празднуем.
И, наверное, начать стоит с того, чтобы в первую очередь напомнить самим себе, чем вообще является церковный праздник. Да, мы любим и трепетно храним традиции нашей христианской веры, но зачастую деловая суета и озабоченность окружающей нас жизни, окружающей нас эпохи, которая и так состоит из сплошных будней, мешает нам задуматься о поистине глубоком и поистине революционном смысле праздников Святой Церкви. Но задуматься об этом надо.
В первую очередь потому, что мы не можем и не имеем права забывать слова Христа об огне, который Он пришел низвести на землю (Лк. 12: 49). Христос говорил также: На суд пришел Я в мир сей, чтобы не видящие видели, а видящие стали слепы (Ин. 9: 39), Христос говорил о мече (см.: Мф. 10: 34) и разделении (см.: Лк. 12: 51), а не об умиротворенном и мироотрешенном скучном быте. Поэтому в каждом празднике, в каждом установлении Церкви нужно искать и находить ту частицу огня, что в них заложена и которую мы, верующие, пожалуй, перестали ощущать.
Праздник Рождества Богородицы удивителен прежде всего тем, что о событии, которое в нем вспоминается, в Евангелии ничего не сказано. Впервые о Деве Марии Евангелие говорит, когда Она уже обручена Иосифу, и готовится стать Матерью Христа. Те поэтические подробности Ее рождения, о которых Церковь сегодня рассказывает нам языком богослужебных песнопений, пришли не из Евангелия, а из преданий, которые являются живой памятью верующих христиан. Но историчность или фактичность этих подробностей не важна. Важна та особая любовь, которой с самых ранних времен Богородица была окружена в сознании христиан, и которая направляла самое пристальное их внимание на главные события Ее жизни и прежде всего – на само вхождение Ее в мир, на светлую тайну Ее рождения.
Ребенок и вообще детство – это то, что является особо важным для христианства и даже является темой церковных праздников: Рождество Христово, Рождество Богородицы, Рождество Иоанна Крестителя. И, быть может, нам, людям современным, людям миpa, которому больше всего не хватает светлой тайны детства, следовало бы особенно помнить об этом.
Мы видим, как с каждым годом одержимая, безумная, трагическая и бесцельная суетливость этого мира наращивает темп в геометрической прогрессии, вселяя в людей только страх и напряжение. Церковь же неустанно призывает нас уйти от этой одержимости и перенести все свое внимание на саму жизнь, на это драгоценное, кратко отмеренное нам время, на свет и радость, которые с такой полнотой переживают дети. Потому что, когда рождается человек, мир обновляется и в нем снова открывается возможность любви, совершенства, чистоты. Вся суета, весь грохот современности – ничто по сравнению с тем, как радостно и светло открыты на жизнь глаза ребенка.
Христос устами Евангелия постоянно напоминает нам, чтобы мы были как дети. И Богородица является для Церкви олицетворением того самого детского целостного подхода к жизни – подхода, которого лишают нас зло, грех, зависть и страсть. Вот почему праздник Рождества Богородицы зовет каждого из нас, во-первых, всмотреться в образ вечной красоты, затмить и осквернить которую ничто в миpe не способно, и, во-вторых, в самих себе восстановить то вечное детство, которое мы где-то потеряли. Аминь.