C Рождеством Христовым! В 6 веке знаменитый византийский автор богослужебных текстов преподобный Роман Сладкопевец написал кондак праздника Рождества, который и по сей день звучит в православных храмах в эти святые дни. В русском переводе он звучит так:
Сегодня Дева рождает Того, кто вечен,
И земля пещеру приносит Неприступному.
Ангелы с пастырями славословят,
Волхвы со звездою путешествуют,
Ибо нас ради родился ребенок – предвечный Бог!
Бог – ребенок… Именно в этих словах содержится самое поразительное откровение рождественской тайны. В некоем своем глубоком смысле эта тайна обращена, прежде всего, к тому ребенку, который живет в каждом взрослом. Она обращена к ребенку, который продолжает слышать то, что взрослый уже больше не слышит, и отвечает на эту тайну той радостью, на которую наш скучный, взрослый, уставший и циничный мир уже больше не способен.
Праздник Рождества Христова является детским праздником не только потому, что для детей зажигаются елки и развешиваются украшения, но и потому, что, пожалуй, только дети не удивятся тому, что, когда Бог приходит к нам на землю – Он приходит в образе Ребенка.
Взрослый, даже когда он разговаривает на религиозные или духовные темы – хочет и ждет от веры и религии объяснений, анализа, чтобы все было логично, серьезно, разложено «по полочкам». Если мы хотим указать на что-то несерьезное, простое, то говорим свысока «Это для детей младшего возраста». Это не для взрослых, не для умных и серьезных людей. Но и дети подрастут, и станут такими же серьезными и скучными, как мы.
А Христос сказал: Будьте как дети (Мф. 18:3). Что это значит? Это значит, что взрослый, пока взрослел и становился все серьезнее и серьезнее, что-то потерял под толстым слоем взрослой пыли. Потерял способность искренне восхищаться, радоваться и мечтать. Потерял способность доверять, отдаваться, любить и верить всем своим естеством, т.е. на все 100%, а не на 80, 70, 50%. Потерял способность прорывать границы будничного опыта и принимать глубину тайны этого мира и всего, что в нем, что без труда делают дети и святые.
И потому, только прорвавшись к ребенку, который подспудно живет в каждом из нас, радостная рождественская тайна пришествия к нам Бога в образе младенца может стать нашим достоянием.
Ребенок не имеет ни власти, ни силы, но именно в своем безвластии он оказывается царем, именно в бессилии и в беззащитности – его удивительная сила. Младенец из Вифлеемской пещеры входит в наше сердце не устрашением, не доказательством своей силы и власти, а только любовью. Как ребенок – Он отдается нам, а мы можем только полюбить Его, как ребенка, отдать наше сердце беззащитному и доверяющему нам Богомладенцу.
В праздник Рождества Христова Церковь являет нам радостную тайну любви свободной, никем не навязанной. Любви, которая способна в Богомладенце увидеть, узнать, полюбить Бога и стать даром новой жизни.