СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ
15 февраля 2020

Православные христиане отмечают один из 12 главных церковных праздников  — Сретение Господне. Сретение Господне (по-русски — «встреча») напоминает о встрече старца Симеона с младенцем Иисусом Христом, которого родители — Мария и Иосиф — принесли в Иерусалимский храм через 40 дней после рождения. 

— По ветхозаветному обычаю каждая женщина, родившая первенца,  должна обязательно принести его в храм и посвятить Богу,  — напомнил в праздничной проповеди протоиерей Димитрий Максимов. Еще иудеи должны были принести благодарственную жертву всесожжения: за то, что Бог послал ребенка. Третья жертва, которую должна была принести Богородица в тот день — жертву очищения, поскольку предполагается, что все люди наследуют первородный грех Адама и Евы: как поет царь Давид, «я в беззакониях зачат, и во грехах родила меня мать моя» (Пс. 50,7).

Евангелист Лука, описывая это событие, говорит, что Мария и праведный Иосиф, следуя традиции, принесли в жертву двух голубей. Богородица, родившая от Духа Святого, могла не следовать этому закону. Но  Богородица исполняет правду Божию. Это дает нам понять, что мы призваны к исполнению закона. Господь заботится о каждом из нас, каждого Он любит и старается дать всё для жизни. Для нашего спасения Господь оставил нам заповеди, исполняя которые мы могли бы получать ту благодать Божью, ту любовь, которая соединяла бы нас, живущих здесь и сейчас, между собой.

Обратимся к оставленным заповедям. Первые из них обращают нас к Господу, предостерегая нас от служения идолам. Повиноваться мы должны только нашему Спасителю, любить только Его.

Пятая заповедь учит нас почитать родителей, но посмотрим шире. Уважать мы должны и священноначалие, и тех начальников, которые поставлены над нами. Мы должны с послушанием и любовью к ним относиться.

Нам следует избегать блуда и прелюбодеяния, мы должны себя хранить в чистоте телесной и душевной.

Заповеди нужны нам, чтобы уводить нас от суеты мирской. Без этих законов люди бы просто истребили друг друга, и было бы хуже, чем во времена Содома и Гоморры.

Соблюдая закон земной, который помогает найти нам мир на земле, мы должны стараться друг друга любить, уважать, помогать, быть милосердными. Но самое главное, как говорит нам Писание, эти заповеди нам даны не для земной жизни, а для жизни Небесной.

В словах, в обращении Господа к людям, есть только одна цель: наставить людей на путь, ведущий к Богу. Именно об этом  говорит нам Священное Писание. Исполнение заповедей ведет нас в Царские обители, к радости  общения с Господом.

Мы должны осознать свои грехи, бороться с ними. И через покаяние к нам бы приблизилось Царство Небесное. Читая и о жизни праведников, в том числе и ветхозаветных, мы видим, что они не пребывали в унынии и печали. Да, скорби у них были, но в своем сердце они имели Бога, хранили Его и получали от Него благодать. Соединяя свою волю с волей Божьей, Господь пребывал постоянно в сердцах, умах таких людей. Похвально такое стремление прикоснуться к Вечной жизни уже здесь, на земле.

Дорогие, постараемся, несмотря на разные сложности, обращаться к Господу, молить Его о том, чтобы Он ниспослал нам Свою милость, даровал нам силы, чтобы бороться с самими собой, с нашими страстями и грехами. Будем обращаться к Богу, благодарить Его. Тогда и Господь поможет нам прийти в Небесный чертог. Аминь.

На ранней Литургии в праздник Сретение Господне настоятель храма Спаса Нерукотворного образа в Перово протоиерей Андрей Бондаренко обратился в своей проповеди к главному смыслу праздника, к словам старца Симеона.   

 — Для нас пришедший Спаситель стал меридианом нашей жизни. Когда Христос предстоял перед Пилатом, он сказал, обращаясь к Нему, что надо сохранить истину жизни. «Что есть истина, — вопрошает Пилат, — она у каждого своя». Господь же отвечает: «Я есть путь, истина и жизнь».

Пилат не лукавил, потому что в то время было много мнений, что есть правда, что есть нравственность, порядок. У кого была власть, тот и устанавливал порядок в жизни. В грехопадении в человеке стерлись границы представления о том, где правда, а где ложь. И человек сам от этого страдает. Невозможность определить правду мешает внутреннему миру. Человек не знает, почему болит душа, почему внутри плохо.

Но пришедший в этот мир Господь воскресил Истину. И поиск истины – это поиск мира, поиск утешения внутреннего человека. Если мы будем стремиться к миру, стремиться найти не свою правду, но правду Божию, ставить под сомнение свое мнение, мы будем стараться внутри себя возродить ту правду, которую Господь вложил в нас.

Когда мы начинаем искать истину, когда каемся, наступает та легкость, тот мир, который нам позволяет чувствовать Бога, ощущать жизнь.

И я желаю каждому из нас прочувствовать слова старца Симеона, что Господь – есть граница правды, Он определил ту константу, позволяющую нам отталкиваться и определять, где правда, и где ложь. Это маяк нашего спасения. Пусть Господь даст нам видеть этот маяк, двигаться в его направлении, чтобы мы достигли главной цели  — Царствия Божьего.

Чтобы когда призовет нас Господь, мы, как и старец Симеон, могли сказать: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое,  еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля». Это очень важно ощутить это чувство мира с Богом!