Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных совершается каждый год, начиная с IV века, всегда в один и тот же день.

Дата выбрана очень точно. Праздник приходится на ноябрь, то есть на 9-й месяц от марта (именно с него раньше начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских.

8-й день месяца (по старому стилю) указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).

Все чины небесных сил называют Ангелами. Ангел значит «вестник».

Их главная задача доносить до людей Божию волю, быть защитниками и учителями людей.

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую.

В высшую иерархию входят Серафимы, Херувимы и Престолы. Среднюю — составляют Господства, Силы и Власти. В низшую — входят Начала, Архангелы и Ангелы.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

 

Иерей Димитрий Карпов

О значении и смысле праздника рассказывает клирик храма Спаса Нерукотворного Образа в Перово иерей Димитрий Карпов.

«Ангелов и все Небесные Силы Бесплотные мы почитаем как особых служителей Бога, которые не тождественны людям. Это иные существа. Не обладая телесным воплощением, они всем своим существом служат Господу. Они, как и люди, были созданы со свободной волей и те Ангелы, которые утвердили свою волю в служении Богу, уже не могут отпасть. Те же Ангелы, которые отпали, находят смысл в разрушении, пытаясь разрушить всё то, что к чему прикасаются. Бог хранит человека, но сам человек может сам давать над собой власть, как Господу, так и, удаляясь от Него, падшим духам. Обращаясь сегодня к Небесным Силам, мы просим, чтобы они помогали нам в борьбе со страстями и покрывали нас от искушения, которые сопряжены с действиями падших духов. Но еще раз скажу, что эти козни сопряжены с нашими немощами. Как говорит апостол Иаков: «Находясь в искушении, не говори, что Бог тебя искушает, ибо Бог никого не искушает, каждый искушается собственной похотью». Святые Силы Небесные нам помогают, как и каждому творению. Горя любовью, они участвуют в Промысле Божиим о мире», — рассказал отец Димитрий.

Ангел-хранитель появляется у человека при Крещении. По крайней мере, так мы можем судить по цитатам из Нового Завета. Иисус Христос говорит: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10).

Это значит, что на Небе у каждого человека, принявшего Крещение, есть ангел хранитель, который присматривает за ним, помогает ему справиться с властью греха и защищает.

Один или 99 Ангелов-Хранителей дается человеку? Об этом рассуждает иерей Димитрий Карпов.

«Ученые об Ангелах от нас прикрыто. Есть учение Дионисия Ареопагита «О Небесной иерархии», в котором называются чины Святых Ангелов и их особом служении перед Богом. Из Священного Писания мы знаем, что Ангелы участвовали в Промысле Божиим. Мы знаем, что благую весть о Рождении Христа принес Архангел Гавриил, а Архангел Михаил вел борьбу с дьяволом и победил его. Ангел-Хранитель был послан Товию по молитве его отца, чтобы он его охранял. Товий жил до Христа и был не крещен, но по молитвам и по вере Ангелы тоже ниспосылались людям в помощь. Мы знаем, что Бог хранит младенцев, и Ангел посылается сразу после рождения, возможно, после Крещения у него появляется особая его задача. Кто-то говорит, что у человека много Ангелов, но знание это прикровенно, сказать точно сложно. Мы знаем, что Ангелы участвуют в Промысле Божиим, они являются служебными духами, горят желанием быть с Богом, и прославляя Его, находят в этом радость», — рассказал отец Димитрий.  

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (в переводе с еврейского – «кто как Бог»). Он называется поэтому архистратигом. Архангел Михаил низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами.

Денницу мы знаем также как Люцифера, что в переводе означает «утренняя звезда». Этого ангела Господь наделил великими совершенствами, но за свою гордыню и восстание против Творца Денница был низвергнут с Неба.

Исторически на Руси Архангелу Михаилу молились о помощи в избавлении от скорби, при входе в новый дом и на основание дома, о покровительстве царского трона и, вообще, государства, о спасении и сохранении России.

Мы знаем также имена других архангелов: Гавриил («сила Божия»), Рафаил («врачевание Божие»), Уриил («свет Божий»), Селафиил («молитвенник Божий»), Иегудиил («славящий Бога»), Варахиил («благословение Божие»), Иеремиил («возвышение к Богу»).

На иконах Архангелов изображают в соответствии с родом их служения. Михаил попирает ногами дьявола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой — копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.

Гавриил написан с райской ветвью, которую он принес Деве Марии в день Благовещения, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа — в левой.

Рафаил держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.

Уриил держит в поднятой правой руке на уровне груди обнаженный меч, в опущенной левой руке — «пламень огненный».

Селафиил изображен в молитвенном положении, смотрящим вниз, руки сложены на груди.

Иегудиил в правой руке держит золотой венец, в левой — бич из трех красных (или черных) веревок.

На одежде Варахиила изображено множество розовых цветов, а Иеремиил держит в руке весы.

Молитва Ангелу-хранителю

«Святый Ангеле, предстояй окоянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене, грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякого искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь».