8 марта в прокат выходит документальный фильм «Святой архипелаг». Его премьера состоялась в январе в рамках XXXI Международных Рождественских чтений. Фильм является победителем 44-го Международного Московского кинофестиваля в номинации «Лучший документальный фильм».
Посмотрев фильм, долго не решалась писать отзыв, потому что не могу назвать фильм эпохальным и масштабным (он позиционируется как «масштабное повествование о жизни Соловецкого монастыря»), считаю его просто хорошим фильмом в жанре истории повседневности.
Отзывы в зрительном зале были восторженные. Приведу лишь некоторые слова, которые звучали после показа. «Фундаментальный, необычный, гигантский фильм, который отражает саму суть России. Этот фильм имеет большую роль, чем даже «Война и мир» Толстого». «Благодать Соловков через экран проходит. Сам фильм не просто симфония, как здесь сказали, этот фильм – богослужение, как богослужение». «Благодарю за шикарный шедевр, просто каждый кадр этого фильма – шедевр. Я восхищалась весь фильм. Такие фильмы очень нужны, чтобы люди видели эту благодать».
Радостью в сердце откликнулось выступление американского журналиста: «Хочу поблагодарить вас за мощный, духовный фильм. Мы рассказываем американцам о России и наблюдаем. Может быть, вам, русским, трудно поверить в это военное время, что стремительно растет интерес, симпатия к России и хорошие люди начинают переосмысливать свое отношение к ней. Почти пятьдесят процентов. Это особо происходит среди христиан».
Во вступительной речи режиссер Сергей Дебижев сказал, что этот фильм открыл новый этап в отечественном кинематографе и в отличие от других документальных фильмов, которые обращаются к инстинктам человека, обращается к душе и сердцу людей.
Душа и дух – разные феномены. Фильм «Святой архипелаг», на мой взгляд, действительно больше обращен к душе человека, к его эмоциональной составляющей, пробуждая светлые чувства (даже у невоцерковленных людей), что имеет, безусловно, большое значение и пользу. Обращение же к духу связано с решением вопроса общения человека с Богом, и на этот вопрос, на мой взгляд, фильм не очень хорошо отвечает.
Режиссер фильма посетовал на то, что в России мало православных фильмов, что хорошо было бы выпускать «хотя бы 5–6 в год, потому что про фильм «Остров» уже все забыли, это была прекрасная история, но она в далеком прошлом. Фильм «Святой архипелаг» сделан, но он – один-единственный, я имею в виду его уровень». Про фильм «Остров», думаю, никто не забыл, он периодически пересматривается. Несравнимы эти фильмы и по своим жанрам: один – игровой, второй – документальный. Фильм «Остров» имеет целостный сюжетный сценарий, основанный на реальных историях из житий святых, которые заставляют задуматься о многом. Фильм «Святой архипелаг» целостного сценария не имеет и состоит из разных сюжетов повседневной жизни братии монастыря. Сам режиссер сказал, что сценария как такового не было, что снимали, отдав себя на волю Божию.
Сложно согласиться с Сергеем Дебижевым и в том, что до «Святого архипелага» не было в отечественном кинематографе документальных фильмов высокого уровня, которые бы обращались не «к инстинктам людей, а напрямую к их душе». Они были и есть: и светские (достаточно пересмотреть документальные фильмы канала «Культура»), и православные, транслируемые на каналах «Спас» и «Союз». Совсем недавно вышел очень достойный и по форме, и по содержанию фильм Юлии Бочаровой «Ласточки Христовы».
На премьере «Святого архипелага» было объявлено, что заработал сайт «Киноканон», на котором собираются фильмы на православную тематику. В свою очередь, протоиерей Александр Никольский, настоятель храма Трех Святителей в Раменках, отметил, что создано много православных фильмов, упомянув кинофестиваль «Лучезарный ангел», и особо подчеркнул, что «Церковь никому не навязывается. Когда она востребована, тогда эта духовность из Церкви переходит к людям». Отец Александр выразил надежду на то, что «сама жизнь приведет нас к тому, что государство станет делать заказы на такие фильмы».
Почти все отмечают в качестве несомненного достоинства фильма профессиональную работу операторов и звукооператоров. Алексей Немов и Роман Любимский – операторы, Евгений Петроль – звукорежиссер. Качество съемки и монтажа вне всяких похвал, оно действительно на высочайшем уровне и дает эффект погружения и присутствия. В большей степени за счет спецэффектов достигнут и феномен, на который обратил внимание протоиерей Александр Тылькевич, настоятель храма апостолов Петра и Павла, г. Шилка: «При всей динамике в фильме наблюдается размеренность и спокойствие». Если говорить о содержании фильма, то речь в нем идет преимущественно о современной жизни монастыря: начинается с подготовки иордани, продолжается процессом выпекания просфор, изготовления свечей, добычей водорослей. Лента позволяет «побывать» на богослужениях и таинстве монашеского пострига. Важной частью повествования являются мудрые слова отцов: Порфирия, Ианнуария, Севастиана, – которых можно слушать бесконечно. Духовные размышления крестореза Георгия Кожокаря являются безусловным достоинством фильма. Все слова и действия разворачиваются на фоне прекрасных образов соловецкой флоры и фауны (белухи, утки, лось, чайки).
Тема Соловков очень близкая, трепетная, родная. Режиссер и сценарист фильма Сергей Дебижев сказал о Соловках так: «Там общая атмосфера и какая-то такая внутренняя мощь. Она тебя как бы перековывает, и ты перестаешь быть тем, кем ты был до, и становишься каким-то другим, и это – не фигура речи, это на самом деле так». С этим утверждением невозможно не согласиться, и эту атмосферу на Соловках создает не только современное монашество, не только прекрасная северная природа, но вся история Соловков, те люди, которые сделали этот остров воистину «святым архипелагом», но в фильме, к сожалению, о них почти ничего не сказано.
Один из зрителей после просмотра фильма сказал о своих впечатлениях так: «В этом фильме я увидел людей, которые совершают свой подвиг в нашей стране, и мне кажется, что чуть-чуть бы побольше истории, и все начинается со святых Савватия и Германа». А другой зритель добавил: «Хорошо, что поместили историю о СЛОНе, но не хватило про Анзер». И тут, конечно, можно сказать о том, что невозможно объять необъятное и рассказать обо всем, что не стояло таких задач, но святость Соловков, на мой взгляд, без соловецких преподобных, святителей и новомучеников не существует. Этот период в фильме показан только с точки зрения зверств безбожной власти, но не показаны люди, претерпевшие мучения до конца и явившие нам пример силы духа.
Один мой коллега – соловецкий экскурсовод – сказал об этом так: «Идея про лагерное время – набор традиционных страшилок, и ни одного имени, лица, образа новомучеников и исповедников, один взгляд которых скажет больше, чем вся эта туристическая «шелуха»». Согласна с этим мнением, действительно, монастырь за счет спецэффектов снят так, что напоминает сказочную страну. «Виды необычные и местами фантастические, но Соловки не только про это и даже совсем не про это. Соловецкие реалии идеализированы и, наверное, местами, не побоюсь сказать, рафинированы. На мой взгляд, нет ни прорыва к Небу, ни почвы под ногами, скорее, ода Зазеркалью. Те, кто впервые узнал из фильма о Соловках, испытывают труднообъяснимый восторг. Мечтают приехать и почувствовать лично», – продолжает свои размышления соловецкий экскурсовод.
Возможно, практически фантастический образ Соловков, показанный в фильме, неосознанно находит отклик в «детской», непосредственной стороне души каждого из нас. Все мы родом из детства и мечтаем оказаться в сказочной стране. Возможно, это желание продиктовано нашей генетической памятью – мечтой о потерянном рае.
Некоторые соловецкие экскурсоводы после первого просмотра фильма сказали, что из него они не узнали ничего нового: «Для людей, которые не знакомы с Соловками, наверное, будет интересен фильм. Красивые виды, съемки профессионально сделаны, хорошие слова владыки Порфирия, отца Севастиана, но для себя я ничего нового не увидела и не услышала».
Были и другие мнения о фильме в группе соловецких экскурсоводов. «Вижу несколько ценных качеств этой ленты. Безусловно, мастерски снята природа. Эта временами фантастическая картина поражает своей гармонией, совершенством, мощью. И сродни ей мы наблюдаем жизнь духовно и физически сильных людей. Монахи и природа органически связаны друг с другом, они во многом едины. Это – братство. Духовная жизнь монаха рассказана от первого лица и понятна неподготовленному зрителю. Для меня было ценно увидеть жизнь монастыря изнутри, так как снаружи я наблюдаю ее уже 12 лет. Музыка усиливает эффект от видеоряда. Замедленная съемка мне кажется очень кстати. И некоторые кадры мне напомнили «Солярис»: съемки озера и удаляющийся монастырь. Согласна, что может быть много вопросов к фильму, но он непростой». В этом отзыве мне понравилась мысль о единстве природы и монахов, их братстве, как в райском саду перед лицом Господа.
«Очень понравился фильм. Скажем так, документально-художественный, творческий подход, а главное, что никаких посторонних лиц типа журналистов и т. д. Красиво, доходчиво, жизненно. Многие в наше время считают монастыри местом унылым и безрадостным, а здесь очень живо подчеркнут именно монастырский быт, есть какая-то живость, правда жизни, например, как воду из проруби черпают, птиц кормят, в снежки играют и т. д. – настоящее, что в нашей куда-то вечно стремящейся действительности, где человек большую часть времени проводит, уткнувшись в смартфон, практически исчезло. Стоит отметить прекрасные слова о духовной жизни всех тех, кто появляется в кадре. Мне как-то особенно запомнилась строчка: «Бог ни с кем не борется, Бог созидает жизнь». Озвучены очень многие проблемы современности. «Беда более в современных агностиках, нежели атеистах, для которых совершенно неважно, есть Бог или нет». Прекрасно сформулирован визуальный контраст между современной цивилизацией и тихой островной монастырской жизнью, природой, гармонией. Ну и простыми словами: многое так красиво снято, что комментариев не требует, в чем и есть смысл отличной операторской и звукооператорской работы. Ничем не перегружено. Ну и помнить надо, что это произведение искусства и здесь своя авторская идея. На мой взгляд – очень достойно!»
Есть еще один интересный отзыв о фильме. «Фильм посмотрела два раза. Понравился с первого раза, но вчера стал еще понятней замысел авторов. Как будто послойно раскрывается то, что хотели сказать авторы и участники съемок. Самое главное – фильм не о Соловках. На фоне монастыря, где «Бог близко», владыка Порфирий, отцы-насельники и другие участники фильма говорят о том, для чего Бог создал человека – для совершенствования, распинания своего «ветхого человека» и стремления к Богу. А картина монастыря – не для праздной красоты, а как образ созданного Богом гармоничного мира, где человек и природа находятся в согласии и любви. Владыка Порфирий и говорит не про монастырь, а про Церковь как хранительницу лампады – молитвы к Богу. Ведь «святой архипелаг» – это вся Православная Церковь, хранящая Священное Предание».
Особенно интересным в этом отзыве показалось толкование о том, что этот фильм не о Соловках. Такая идея лично мне в голову не пришла, возможно, и другим зрителям тоже, и это очень радостно, что мы можем поделиться мыслями друг с другом и увидеть разные грани одного и того же явления. Иногда толкования сторонних людей могут быть более интересными и глубокими, чем замысел самого автора.
Судя по ответам режиссера на вопросы и обозначенной им цели картины, такой глобальной идеи у него не было, он снимал фильм о нашей стране и именно о Соловках с просветительскими целями. Вот его слова: «У меня давно была идея снять картину о нашей стране. Люди не очень хорошо представляют страну, в которой они живут, они с ней не знакомы. Они даже плохо представляют ее границы. В нашей стране существуют духовные центры, вокруг которых, как главных механизмов, вращаются все остальные шестеренки, они держат нашу страну в какой-то целостности, и о них нужно знать, их нужно беречь, нужно знать, что там происходит моление за всех нас, грешных, и очень важно эти темы продвигать именно в таком ключе, на высоком уровне качества».
Специальные гости кинопоказа на Рождественских чтениях: протоиерей Александр Тылькевич, протоиерей Александр Никольский и иеромонах Михей (Гулевский), насельник Данилова ставропигиального мужского монастыря – были едины в том, что фильм показывает красивую и мирную жизнь в монашестве. Отец Александр Никольский сказал о том, что «уже 30 лет Церковь имеет внешнюю свободу, и канал «Спас», который много лет уже работает, но все равно принято думать, что Церковь – для людей ущербных. А этот фильм показывает, насколько эти люди красивы, насколько красива эта жизнь. В этом фильме – красота, которая берет за душу, – продолжает батюшка, – а потом уже ум, который ведет к Богу».
Иеромонах Михей сказал о том, что в фильме «немного приоткрыли жизнь монахов. Смотришь на лица – мир Божий они стяжали. Глаза сияют, светятся».
Отец Александр Тылькевич высказал свои пожелания относительно фильма: «Я хочу, чтобы от этого фильма досталось всем монастырям. Во всех монастырях есть то, что было здесь показано. Пусть не на Соловки люди съездят, а по другим монастырям. Поищут, помолятся, поживут настоящей человеческой жизнью».
Думается, что фильм «Святой архипелаг» найдет своего зрителя, у каждого затронет какую-то хорошую сторону души. И в этом вопросе можно согласиться с протоиереем Александром Тылькевичем, который, отвечая на вопрос зрительницы о том, какие можно задать вопросы детям после просмотра этого фильма, сказал: «В семье много детей, и все они разные, но все любимые. И здесь критиковать и обсуждать что-то сложно, потому что это – детище, которое родилось, оно родилось не такое, как все остальные дети, оно чуть-чуть другое. Оно красивее, может быть, чуть-чуть умнее, спокойней. Мы еще не знаем. Мы сейчас посмотрим премьеру, посмотрим на реакцию людей. Надо просто смотреть этот фильм».
Будем смотреть! И вместе с авторами еще раз пройдем по тропинкам любимых Соловков.
Ирина Федоркова