28 июля празднуется успение святого равноапостольного великого князя Владимира Киевского, просветившего землю Русскую святым крещением. Владимир был языческим князем, который уверовал во Христа и обратил Русь в православную веру.
Владимир был внуком святой равноапостольной княгини Ольги, сыном великого князя Святослава Игоревича. Уже древнерусские книжники называли его Равноапостольным, ибо подвиг князя Владимира вполне соизмерим с апостольским: великая страна, Русь, его стараниями освещена была светом христианской веры.
Около 989 года Русская земля приняла христианство в качестве официальной, государственной религии, и это событие на тысячелетие определило весь ход нашей истории.
Владимир, который известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель(в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Поначалу был убежденным язычником и ярым противником христианства. Вскоре после вступления в Киев он устроил на холме возле своего дворца настоящий языческий пантеон — поставил изваяния языческих богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симрагла и Мокоши.
Не сразу Владимир пришел к своей вере. Летопись рассказывает о том, что поначалу князь принял послов от волжских болгар (мусульман), латинян и хазарских евреев, предлагавших ему принять их закон.
Затем в Киев явился и греческий философ, убеждавший Владимира в преимуществах православного вероучения. Владимир избрал «добрых и смысленных мужей» и отправил их в разные страны, чтобы те на деле сравнили, как поклоняются Богу разные народы.
Вернувшись в Киев, мужи рассказали о красоте византийского богослужения: «Не знали — на небе или на земле были мы, ибо нет на земле красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах».
Посоветовавшись с боярами и «старцами градскими» (представителями городского самоуправления), Владимир соглашается с тем, что византийская вера лучше всех остальных.
Он посылает в Константинополь, к византийским императорам Василию и Константину, с требованием выдать за него замуж их сестру, порфирородную царевну Анну. Императоры соглашаются, но с непременным условием предварительного принятия князем христианства.
«Скажите царям так, — обращается Владимир к посланникам императоров. — Я крещусь, ибо прежде испытал закон ваш, и люба мне вера ваша и богослужение, о котором поведали мне посланные нами мужи».
Он посылает в Константинополь, к византийским императорам Василию и Константину, с требованием выдать за него замуж их сестру, порфирородную царевну Анну. Императоры соглашаются, но с непременным условием предварительного принятия князем христианства. «Скажите царям так, — обращается Владимир к посланникам императоров. — Я крещусь, ибо прежде испытал закон ваш, и люба мне вера ваша и богослужение, о котором поведали мне посланные нами мужи».
Царевна Анна в сопровождении своих приближенных и священников прибывает в Херсонес, где ее торжественно встречают жители.
Однако Владимира внезапно поражает тяжелый недуг: «по Божественному Промыслу в то время разболелся Владимир очами, так что ничего не видел, и скорбел очень, и не знал, что делать».
Анна послала к нему с такими словами: «Если хочешь избавиться от этой болезни, то крестись поскорее; иначе не выздоровеешь». Князь повелевает корсунскому епископу и священникам, прибывшим вместе с царевной, крестить себя. «И когда возложил епископ руку на него, тотчас прозрел Владимир».
Принятие христианства совершенно изменило князя Владимира. Нет сомнений, что он искренне и всей душой принял новую веру. Летопись и княжеское Житие более всего отмечают его исключительное милосердие и нищелюбие.
Любовь народа снискали не только его христианские добродетели, но и неустанная забота об обороне Русской земли. Именно на долю князя Владимира выпала тяжелейшая задача борьбы с печенегами — главными врагами Руси в конце X — начале XI века.
Русские люди начали чтить память своего Крестителя уже в XI веке. Однако официальная канонизация князя Владимира задержалась на два столетия.
«Святой благоверный князь Владимир, прежде всего, поменял свою жизнь, и вдохновил тем самым меняться сначала свою дружину, двор, а потом и целое государство. В народе князя стали ласково называть Владимир Красное Солнышко как раз за то, что он, как отец родной, стал относиться к своему народу. После прихода к истинной вере, князь повел себя как истинный христианин. Он стал помогать нуждающимся, щедро раздавать милостыню, заниматься образованием народа.
В «Повести временных лет» есть эпизод, свидетельствующий, что его просили не милосердствовать так много и обильно. Были случаи, и немало, когда князь стал прощать и отпускать на волю преступников, заслуживающих серьезной кары.
Князь Владимир — это ключевая фигура истории Руси. Почувствовав в себе действие благодати, он пожелал, чтобы она также действовала и в русских сынах. Увы, не всегда дети способны понять волю родителей, которая зиждется на их личном большом опыте. Так и наш народ не сразу принял крещение, как благое намерение. Отсюда и языческие бунты, которые противились этому повелению. Не сразу Русь перешла грань христианства. Поначалу это был просто акт крещения, но постепенно христианство вливалось в жизнь народа.
Сам князь Владимир был самым большим примером настоящего христианства. Если что-то делать императивно, без личного примера, то народ не поверил бы. Решил бы, что это политический шаг. Владимир стал другим человеком, а вместе с ним стали меняться русичи.
Люди сильно держались за идолов, потому что падшие духи готовы помогать. Они хотят тем самым добиться, чтобы человек сохранял им верность, а не Богу. Как говорил царь Давид, «Яко вси бози язык бесове» (Пс, 95:5-6). Господь в этой ситуации действовал особым образом, творя чудеса. Он ими отвечал на просьбы людей, чтобы те вразумились и поняли, что христианство и только оно имеет высшую силу.
Многие десятилетия наша страна жила без Бога, в советское время было разрушено тысячи храмов. Новый отсчет истории Россия берет 30 лет назад, с празднования тысячелетия Крещения Руси в 1989-м году. Что это означает, что святые не оставляют заботы, пекутся о своем Отечестве, предстоят о христианах перед Престолом Божиим. Аминь!
Завет святого равноапостольного князя Владимира
«Боже, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия, и даждь им уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша страны хрестьянския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побежю козни его».