Елеосвяще́ние (или Собо́рование) — это таинство, которое установлено на основании слов апостола Иакова в его Соборном послании: «Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15).
Елеосвящение, как показывает само наименование (с греч. елей — масло), есть таинство елея, установленное с целью избавления человека от болезни и прощения грехов. Эта двоякая цель находит свое оправдание в христианском воззрении на природу телесных болезней, которые тесно связаны с духовным состоянием человека.
Источник телесных болезней, по этому воззрению, заключается в грехе, и первое предсказание о болезнях в человеческом роде явилось вслед за грехопадением первых людей. Когда к Спасителю принесли расслабленного для исцеления от болезни, то Он прямо обращает внимание на источник болезни и говорит: «Чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2, 3—11). В таком же точно соотношении поставлен грех и телесная немощь у ап. Иакова, который, сказав об исцелении болящего чрез помазание елеем и молитву, замечает, что вместе с тем отпускаются и его грехи (Иак. 5, 15).
Нельзя утверждать безусловно, что все без исключения болезни являются как непосредственное следствие греха; бывают болезни, посланные по Промыслу Божию с целью испытания или усовершенствования веры и надежды на Бога, благочестии и добродетельной жизни и др.; такой была, например, болезнь Иова, болезнь слепца, которому Спаситель сказал: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9, 3). Однако же, основная часть болезней признается в христианстве последствием греха, как это мы видим из многих мест Евангелия.
Елеосвящение можно совершать только над верующими людьми, находящимися в сознании, которые страдают телесной болезнью или душевной (отчаянием, унынием, скорбью). Елеосвящение может совершаться как в храме, так и вне его (в лечебных учреждениях или дома).
По древнерусской традиции (унаследованной из Византии) раз в год может совершаться также Елеосвящение над номинально здоровыми людьми. Ведь мало кто из живущих в наше время может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний…
Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Число семь — символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после определенных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии.
После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином — то есть, помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником — с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, совершал чтения и помазывал болящего. Во время совершения таинства читают семь текстов из Апостольских посланий и семь – из Евангелия, после каждого чтения гасится одна свеча. После каждого чтения священник совершает помазание освященным маслом – елеем.
По окончании последнего чтения Священного Писания он возлагает раскрытое Евангелие на голову соборуемых и молится о прощении их грехов. Кроме собственно исцеления от болезней, в таинстве Елеосвящения у Бога испрашивается отпущение грехов, которые забыли (именно забыли! но не сознательно утаили на исповеди).
Елеосвящение требует от человека веры и покаяния. Исцеление — это свободный дар Всеблагого Любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Поэтому Таинство Елеосвящения не является магическим ритуалом, результатом которого будет непременное физическое исцеление.
Следует осознавать также, что Елеосвящение, как духовное врачевание, не устраняет законов физической природы. Оно духовно поддерживает человека, укрепляет тело, оказывает благодатную помощь в той мере, какая по усмотрению Божию необходима для спасения души. Поэтому соборование не отменяет употребления лекарственных средств.
Весьма распространен в народе взгляд на Елеосвящение как таинство, совершаемое только перед смертью. Отсюда происходят некоторые бессмысленные суеверия, прямо противоречащие учению Православной Церкви. Эти вымыслы подрывают веру в благодатную силу Таинства и приносят большой вред духовной жизни.
По сложившейся традиции, общее Соборование во многих храмах совершается в дни Великого поста.
В нашем храме Соборование будет совершаться по субботам 18 и 25 марта, 1 и 8 апреля в 14-00.
Перед и после Таинства Соборования православные стараются исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.