Сегодня православные христиане празднуют Воздвижение Креста Господня. Это событие относится к двунадесятым праздникам, то есть к двенадцати самым главным торжествам Православной Церкви. Крестовоздвижение — это единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен.
Вот как это произошло. После того как свершились величайшие события в истории человечества – Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, святой Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян.
Обычно, кресты, на которых распинали преступников, клали им в могилу; это был посмертный акт унижения и наказания. Но Христа хоронили его ученики, они совершенно точно не стали бы так делать. Значит, орудие казни и Славы Спасителя могло сохраниться где-то недалеко от Голгофы. Так рассуждал император Константин.
Равноапостольный царь Константин пожелал построить храмы Божии на священных для христиан местах в Палестине, (т. е. на месте рождения, страданий и воскресения Господа Иисуса Христа) и также хотел найти Крест, на котором был распят Спаситель. Исполнить желание царя взялась его мать, св. равноапостольная царица Елена.
В 326 году царица Елена с этою целью отправилась в Иерусалим со специальной экспедицией. Но Иерусалим сильно изменился. В семидесятом году он был разрушен римскими войсками. На обломках вырос античный город Элия Капитолина. Иудеи были захвачены в плен, обращены в рабство или изгнаны. В городе, где когда-то стоял Иерусалимский храм Единому Богу, теперь приносили жертвы языческим богам – Юпитеру и Венере.
Опросив старожилов, изучив исторические документы и рельеф местности, участники экспедиции установили место, где когда-то была Голгофа. Но на нём теперь стоял языческий храм Венеры. Постройку разобрали, начались раскопки и вскоре были обнаружены три креста. Рядом нашли также гвозди и табличку, на которой Понтий Пилат когда-то написал на трёх языках вину Христа: «Иисус Назарянин — царь Иудейский». Нужно было узнать, который из трех крестов есть Крест Господень. Иерусалимский патриарх Макарий и царица Елена твердо верили и надеялись, что Бог укажет святой Крест Спасителя.
По совету епископа кресты стали подносить один за другим к одной тяжело болящей женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, то она тотчас стала здоровой. Случилось, что в это время мимо несли умершего, для погребения. Тогда стали возлагать кресты один за другим и на умершего; и когда возложили третий крест, умерший ожил. Таким образом узнали крест Господень, через который Господь совершил чудеса и показал животворящую силу Своего Креста.
Царица Елена, патриарх Макарий, и окружавшие их люди, с радостью и благоговением поклонились Кресту Христову и целовали его. Вскоре в Иерусалиме началось строительство храма Воскресения Христова. Большой храмовый комплекс объединил и пещеру Гроба Господня, и Голгофу, и место Обретения Честного Креста. Храм был освящен 13 сентября 335 года. В честь этого праздник Воздвижения перенесли на 14 сентября (по старому стилю; по новому стилю — 27 сентября).
Сам Крест Господень почти сразу был разделен: одну часть царица Елена поместила в серебряный ковчег и оставила в Иерусалиме, а вторую отправила в Константинополь. Паломники, приезжавшие в Иерусалим, мечтали забрать частичку святыни с собой. Таким образом уже в IV веке частицы Креста Господня разошлись по всей земле. Чтобы сохранить святыню от расхищения, ввели специальные меры: во время поклонения народа Кресту епископ Иерусалима крепко держал святыню руками, а стоявшие рядом диаконы следили, чтобы никто не отломал или не отгрыз кусочек (случалось и такое!).
В 614 году Персидский царь завоевал Иерусалим и разграбил его. Среди прочих сокровищ он забрал в Персию Древо Животворящего Креста Господня. Святыня пребывала у иноземцев четырнадцать лет. Лишь в 628 году император Ираклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.
Как складывалась дальнейшая судьба святыни, историки точно не знают. Кто-то говорит, что Крест находился в Иерусалиме до 1245 года, и был окончательно утерян в период Крестовых походов. Кто-то считает, что его разделили на части и разнесли по всему миру.
Но это не страшно. Главное то, что Животворящий Крест Христов, где бы Он не находился, навеки объединяет верующих христиан всех веков и народов, и нас с вами, в вере Христовой и Любви Божией.
СЛОВО ПРОТОИЕРЕЯ АНДРЕЯ БОНДАРЕНКО В ПРАЗДНИК ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ
«Мы приходим в храм, в это особое место, не как рабы. Мы не приходим в храм, как в капище, чтобы умилостивить Бога, дабы избежать наказания за прошедшую неделю и получить возможность пожить и поделать свои дела в предстоящую. Мы приходим к Любящему Отцу, к Тому, Кто нас поймет и утешит. Кто даст нам силы верить в добро и любовь.
И только здесь в храме, особенно в Евхаристии Божественной Литургии мы можем приблизиться к пониманию Креста не как наказания, но как Любви Бога к человеку.
Господь открывает каждому Свое сердце, чтобы мы всегда имели возможность прийти и в наших немощах засвидетельствовать свою любовь к Нему.
Сказать Ему: Прости! Да, не всё у нас получается, но мы по-прежнему Тебе верны. Мы принимаем этот крест, Господи. И глядя на Твой Крест, дай нам сил и наши кресты понести, не сломаться под ними. Довериться кресту, понимая, что только крестом открывается дверь Вечного Царства — Мира, Покоя и Утешения».