Родился святой Димитрий в конце III века в знатной семье римского проконсула в городе Солуни (ныне город Салоники в Греции). Его родители были тайными христианами. Именно от них он впитал христианскую веру и ценности. Когда отец Димитрия умер, перед императором Максимианом Галерием встал вопрос, кого назначить на столь ответственный пост. Выбор пал на сына проконсула, будущего святого Димитрия, который к тому времени достиг совершеннолетия. Димитрия назначили проконсулом его родного города. И вскоре от императора последовал недвусмысленный приказ: «Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого».
Святой принял новую должность, но, прибыв в город, не стал гнать христиан, а, наоборот, открыто признал свою веру и начал проповедовать Христа. За его горячую молитву и бесстрашную проповедь потомки нарекли его вторым апостолом Павлом. И это сравнение было более чем уместно, ведь именно апостол Павел основал в городе первую христианскую общину и написал два послания к его жителям.
Появление такого сильного проповедника, который не только занимал высокую должность, но и личным примером показывал, каким должен быть христианин, дало горожанам толчок к развитию христианской жизни.
К сожалению, такие новости слишком быстро дошли до императора и, возвращаясь из очередного похода, он решил заехать в Солунь и убить своего предателя-проконсула.
Святому сообщили о намерениях Максимиана Галерия. Димитрий повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: «Раздели богатство земное между ними – будем искать себе богатства небесного». Он начал молиться и поститься, готовясь к смерти.
Единственное, о чем переживал будущий мученик, – что император не пощадит город за такое предательство проконсула. Поэтому святой возносил к Богу свои молитвы: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей – с ними и я спасен буду, если погубишь – с ними и я погибну».
Когда император приехал в Солунь, Димитрия схватили и бросили в темницу, и там он продолжал молиться. Через несколько дней император отдал приказ устроить бои, в которых христиан выводили на арену сражаться с закаленными в боях гладиаторами. Любимым гладиатором императора был Лий, родом вандал. Боев уже было проведено немало, как вдруг все резко и неожиданно закончилось. Среди схваченных христиан был некий Нестор. Он, в отличие от святого Димитрия, был незнатного происхождения, поэтому его отправили на бой против непобедимого противника. Но перед боем Нестор проходил мимо камеры святого Димитрия, и тот благословил его на битву. И Нестор с помощью Божией одолел гладиатора.
Максимиан Галерий, лишившись любимого воина, был вне себя от злости и гнева. Ослепленный яростью, он повелел убить Нестора. Так мученик Нестор пополнил сонм святых. Когда стали расходиться слухи, что победа была одержана по благословению святого Димитрия, император приказал казнить и его. Несколько воинов вошли в темницу и пронзили великомученика копьями, когда тот молился. Согласно житию, после казни тело святого Димитрия было брошено на съедение зверям, но те не тронули его, и останки великомученика были погребены солунскими христианами. На этом месте в Салониках и по сей день стоит базилика в честь великомученика Димитрия.
Мощи святого Димитрия с древности почитались как мироточивые. Верующие, приходившие в базилику для поклонения святому, набирали миро в стеклянные сосуды. Воины натирали тело священным миром перед битвой.
Мы часто произносим слова «великомученик», «мученик». Но почему Церковь причислила одних святых к лику мучеников, а других – к лику великомучеников? По этимологии слова предполагается, что многое зависит от тяжести страданий святого: как долго его истязали и пытали, пытаясь склонить к язычеству. Но в житии святого Димитрия мы не видим, чтобы его долго мучили. А святые, которые были причислены к лику мучеников, страдали иногда от более суровых пыток и истязаний (вспомним, например, подвиг святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии).
Великомученики были людьми из знатных сословий, поэтому Церковь выделяет их особо – не за тяжесть страданий, а за твердое решение отвергнуть свое богатство, славу и любовь окружающих и с готовность идти на страдания за Христа. Помните евангельский отрывок о богатом юноше, который спросил Христа о том, как ему спастись? Христос перечислил ему несколько заповедей из закона Моисеева. Юноша ответил, что все это он соблюл с самого детства, чего же еще ему не хватает? Тогда Господь ответил ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19: 21). После этих слов юноша отошел опечаленным. Человеку трудно расстаться со своим богатством, даже если он духовно совершенствуется и исполняет заповеди. Именно поэтому Церковь называет людей, которые пострадали за Христа, мучениками, а тех, кто, отвергнув мирскую славу и богатство, принял страдания за Христа, – великомучениками.
Стоит отметить, что святой Димитрий Солунский пользовался особым почитанием на Руси. Это может подтвердить тот факт, что одним из первых сочинений, написанных на славянском языке святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием сразу после создания ими славянской азбуки, был канон Димитрию Солунскому. Он считается отправной точкой в развитии великой славянской литературы.
В древних летописях святой Димитрий Солунский чаще всего представлялся как человек славянского происхождения. Он ассоциировался у наших предков с образом воина, который отстаивает свое Отечество. Он изображался на иконах в доспехах, с мечом и копьем в руках.
Великий князь Димитрий Донской очень почитал святого Димитрия Солунского. Предстательством великомученика и молитвами преподобного Сергия Радонежского русским войском была одержана победа в великом сражении на Куликовом поле.
Русские воины верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия.
В память о русских воинах, павших при защите своего Отечества, была установлена Димитриевская родительская суббота, которая и по сей день совершается в ближайшую субботу перед днем памяти святого великомученика Димитрия. Потому что память святого Димитрия Солунского на Руси всегда была связана с воинским долгом, патриотизмом и защитой своей страны.
Удивительным и таинственным образом святой, который жил и пострадал в первые века христианства, возымел такое почитание на Руси. Но, по словам апостола Павла, нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол 3: 11).
Святослав Климов
Источник: monastery.ru