4 декабря православные христиане отмечают Введение во храм Пресвятой Богородицы. Это непереходящий праздник, то есть дата его неизменна.

Мы вспоминаем, как святые Иоаким и Анна привели трехлетнюю Деву Марию в Иерусалимский Храм. Так родители Богородицы исполнили свой обет — обещание посвятить долгожданную дочь Богу.

Как гласит Священное Предание, Богородица легко поднялась на самый  верх по пятнадцати крутым ступеням Храма, несмотря на свой такой малый возраст. Там, наверху, Ее ожидал сам иерусалимский Первосвященник, чтобы благословить. Это был святой Захария, отец пророка Иоанна Предтечи.

Старцу Захарии было откровение от Господа, и он ввел Отроковицу Марию в Святая Святых — место, где хранилась великая ветхозаветная святыня – ковчег Завета, и куда разрешалось входить лишь Первосвященнику, да и то лишь один раз в год.

Так ветхозаветный Божий храм принял в себя семя новой жизни — Богоотроковицу, в Которой духовно прозябнет и прорастет Новый, спасительный Завет человечества с Богом. Ветхозаветный Божий храм принял в себя священный ковчег Нового Завета, «одушевленный храм Спасов, многоценный чертог и Деву, священное сокровище славы Божией».

Согласно священному Преданию, с этого дня Дева Мария жила при Иерусалимском Храме — до того самого момента, как была обручена праведному Иосифу.

Димитрий Ростовский в конце XVII века составил сочинение «Сказание о Входе во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии», описывающее данное событие и поместил его в Жития святых.

Итак, живя в храме, более взрослые благочестивые девы учили Марию рукоделию, и с ними она изучала Священное Писание; жизнь Марии была строго по расписанию: с раннего утра она молилась во Святая Святых, затем упражнялась в рукоделии или чтении книг, и снова вставала на молитву, и не прекращала её до тех пор, пока не являлся ей ангел, из рук которого она обыкновенно принимала пищу.

Димитрий Ростовский приводит также рассказ Григория Никомидийского о посещении Марии в Храме ангелом: «Она пребывала в общении с Ангелами. Это и Захария узнал; ибо когда он, по обычаю священническому, был в алтаре, то увидел, что кто-то необычайного вида, беседует с Девою и подаёт Ей пищу. Это был явившийся Ангел; и удивился Захария, размышляя в себе: что это за новое и необычайное явление?».

Иероним Стридонский, упоминая посещение Марии ангелом, однако указывает: «Если бы кто спросил меня: как проводила время юности Пресвятая Дева, я бы ответил ему: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Её».

Говоря о значении праздника, митрополит Антоний Сурожский особо отмечал, что не напрасно этот праздник поставлен как бы преддверием нашего шествия навстречу Рождеству Христову, воплощению Слова Божия.

«И нам надлежит так приготовиться, так углубиться, так очистить свое сердце, освятить свою мысль, обновить свою волю, освятить и плоть свою, чтобы вечная жизнь, явленная во Христе, могла бы и в нас родиться. Божия Матерь родила в мир Слово творческое и Любовь воплощенную; и нам дано молитвой, верностью евангельскому пути, любовью к Богу и к ближнему, соединиться с Богом так таинственно, что и мы воскреснем со Христом и во Христе. Перед нами сейчас лежит путь, — пройдем же этот путь не просто в ожидании чуда в конце этого пути, а становясь живыми, творческими участниками этого пути, чтобы родился Господь и чтобы с Ним родилась бы в нас новая, ликующая, всё побеждающая любовь и жизнь вечная».

Центром композиции иконы «Введения во храм Пресвятой Богородицы» является фигура Марии, которая изображается значительно меньше других фигур, но при этом она одета в мафорий, являющийся традиционной одеждой замужних женщин. Рядом с Марией изображаются её родители, приведшие её в храм. За ними может изображаться процессия дев, сопровождавших Марию по дороге из Назарета в Иерусалим. В храме, символически изображаемом в виде кивория, Деву Марию встречает священник Захария. Трёхлетняя Мария уверенно преодолевает 15 больших ступеней лестницы. Ступеней 15 — как и псалмов, которые называются восходящими, их произносили паломники, поднимающиеся в храм.

Также иногда изображается лестница, по которой трёхлетняя Мария входит во Святая святых. Дополнительно может присутствовать изображение Марии, питаемой ангелом в храме. На иконах данная композиция изображается отдельным клеймом.

Задумаемся, что же такое храм? Храм — это место, где Господь присутствует совершенно особым, исключительным образом. Об этом Он Сам возвестил премудрому Соломону, когда тот построил Иерусалимский храм: «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (3 Цар. 9,3). Господь вездесущий, Он пребывает везде, на всяком месте, но в храме Он пребывает не так, а совершенно особым, таинственным образом.

Великие дары дает Бог христианам в храме. Здесь — источник нашего освящения, здесь обитает спасающая нас Благодать Божия. Здесь мы рождаемся для вечной жизни в святом Крещении. Здесь совершаются и все прочие таинства Церкви, главное из которых — Причастие — делает нас чадами Божиими, родными по крови Самому Господу. Здесь осуществляется тайна соборности — единение христиан друг с другом и со Христом по Его слову: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Здесь мы предстоим перед лицом нашего Небесного Отца, славословим Его, благодарим, приносим Ему свои молитвы и прошения. Отсюда, наконец, мы отправляемся в тот последний путь, о котором в чине церковного отпевания сказано: «блажен путь, в который днесь, отправляешься, душе…».

И, если коротко сказать, то все величайшие дары, какие даны Богом человеку, все самое важное, что нужно и для земного его странствования, и для грядущей вечности, мы получаем только в храме Божием.

Храм — это место особенного присутствия Господа с Небесными силами. Святитель Иоанн Златоуст говорит об этом так: «На небесах славословят Господа воинства Ангельские, на земле подражают их славословию люди, составляя лик в церкви. На Небесах Серафимы поют трисвятую песнь, на земле ту же самую песнь воссылает многочисленное собрание людей. Одно общее торжество составляют и Небесные и земные существа. Одно у них благодарение, одно радостное ликование. Храмы — это дворцы Царя Небесного, открытые Им на земле для более удобного и близкого общения с человеком». Запомним его слова. Пусть золотом запечатлеются они в наших сердцах, открытых Христу в этот святой праздничный день.

Будем любить храм Божий — это преддверие Отечества Небесного, будем стремиться в него. Ведь по опытному слову святых отцов, тот, кто во время земной жизни будет по возможности часто посещать храм Божий и жить по заповедям Христовым, тот, разлучившись с телом, перейдет в Небесный, нерукотворенный Храм Божий, чтобы стать причастником радости вечной жизни, радости, которую никто не отнимет у нас (ср. Ин. 16, 22). 

ПРОПОВЕДЬ НАСТОЯТЕЛЯ СПАССКОГО ХРАМА ПРОТОИЕРЕЯ АНДРЕЯ БОНДАРЕНКО 

«Человечество принесло Богу самое дорогое, самое ценное – душу и  утробу человека, достойного восприять Господа. Если говорить о личностном участии семьи, то вспомним, как два человека Иоаким и Анна долго ждали появления на свет ребенка. Они обещали посвятить его Богу и своё обещание исполнили. Но как по-человечески это было непросто: отдать маленькую девочку на служение в храм Божий. Она уже не принадлежала родителем, перейдя под покровительство учителей, священников, которые воспитывали Её для служения Господу.

Чему нас с Вами учит это праздник?! Конечно же, учит отдавать Богу самое дорогое. Да, не каждый готов отдать свою жизнь. Но в наше время даром для Христа является наше время, наше внимание Ему, наше здоровье. И если мы будем продолжать уповать на Бога, продолжать ходить в храм, когда нам тяжело, когда нет сил и времени, когда будем учиться не унывать и не отчаиваться, уповая на милость и награду Божию за понесенные нами скорби. Если будем не печалиться и не гневаться, что к нашим скорбям добавляются все новые скорби, ждать от Господа минутку, когда он даст нам понять, что все эти испытания для нашего же спасения, для наследования Царствия Божия. И даже в этой, земной жизни, Господь открывает нам Свой промысл о нас.

Оглядываясь на историю, мы видим, как достойно и правильно поступили Иоаким и Анна. Их поступок дал нам сегодня возможность праздновать Рождество Христово. Его начало лежит в тот день, когда родители отдали Марию на служение Богу.

Давайте и мы с Вами по силам стараться отдавать Богу то, что является для нас важным: наше время, наши силы, наши терпения. С праздником! Аминь.