История этого праздника основана не на тексте Евангелия, а на Церковном Предании, которое передавалось верующими из поколения в поколение. Это – память веры, которая в отсутствии письменных свидетельств пронесла сквозь века и тысячелетия и историю Богородицы, и трепетное восприятие Ее христианами как Помощницы, Заступницы и Утешительницы.
Согласно Преданию, Мария еще маленькой девочкой была приведена родителями в Иерусалимский храм. В храме, повинуясь некоему таинственному внутреннему повелению, Ее встретил первосвященник, и не только встретил, но и ввел в самое священное место храма, которое называется Святая Святых. Туда мог входить только сам первосвященник, да и то раз в год.
Для людей Ветхого Завета Иерусалимский храм был единственным и исключительным местом средоточия их веры. Только там, в Иерусалиме, словно в сердце мира, находилось место, где человек осознавал присутствие Бога и как бы встречался с Ним. Но все изменилось, когда в это святилище вступает маленькая Мария и первосвященник встречает Ее. И перемена эта лучше всего выражена в главном песнопении сегодняшнего праздника: «Пречистый храм Спасов вводится в дом Господень…»
Смысл этих слов заключается в том, что раньше, до вхождения Марии – человек освящался храмом. Но теперь человеку открыто то, что настоящий храм – это он сам, его душа и тело. Бог создал человека, чтобы человек в конечном итоге сам стал храмом, стал обиталищем Бога. Именно это скажет первый христианский мученик Стефан перед осуждением на казнь: «Бог не в рукотворных храмах живет» (ср.: Деян.7:48).
И именно это радостно созерцает Церковь, празднуя Введение во храм Девы Марии. Никто кроме первосвященника не мог входить в Святая Святых, и запрет этот выражал недоступность Бога ветхозаветному человеку. Но вот Дева Мария вступает туда, ибо Она Сама призвана стать Храмом, стать местом приближения и пришествия к нам Бога. И созерцая этот новозаветный Вход, мы снова и снова понимаем, к какой высоте, к какой Божественной полноте призван человек.
«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» — спрашивает нас апостол Павел. В образе Девы, вступающей в храм, нам открывается наше призвание, как христиан – стать храмом Божественной славы, потому что именно через этот храм совершается победа Духа над материей, победа жизни над смертью, победа Бога и вечности над злом и небытием.
«Мы каждый идем из храма в этот мир, в его суету, но пусть сегодняшний праздник позволит Вам верить в чудо. Чтобы обыденность и реалии сегодняшней жизни не убили в вас Божественное Начало, где невозможно человеку возможно Богу. И сегодня, вспоминая чудо Божьей Матери, которая взошла на 15 высоких ступеней Иерусалимского храма, вошла во Святая святых, желаю, чтобы вера в Бога дала возможность в этом мире, который отбирает надежды, чтобы вы в храме очищались и обретали Любовь», — сказал на поздней Божественной литургии настоятель храма протоиерей Андрей Бондаренко.
У праздника Введения во храм есть еще одна чудесная особенность. Именно в этот день, на всенощном бдении, мы впервые начинаем чувствовать приближение великого и светлого праздника Рождества Христова, можно сказать, что в самом воздухе внезапно начинает витать Рождественский дух. В богослужениях уже начинают петь рождественские ирмосы.