Слово в Неделю о мытыре и фарисее 

Во Имя отца, и Сына, и Святого Духа!

Наступило время, когда Святая Церковь возвещает нам о приближении Великого Поста. За несколько недель до первой Седмицы она предлагает нам несколько тем для размышления: Закхея, который залез на дерево ради того, чтобы увидеть Христа, притчу о мытаре и фарисее, притчу о блудном сыне, слова Христа о Страшном Суде. И всё это, предлагаемое нам Церковью, имеет одну цель – подготовить человека к тщательной работе над самим собой. Как столяр готовит инструмент перед работой – чистит и затачивает, как врач дезинфицирует скальпели и зажимы перед операцией, как водитель проверяет состояние своей машины перед длительной поездкой – так и христианин, проходя сквозь подготовительные Недели Великого Поста, концентрирует своё внимание ума и свои нравственные силы для того, чтобы совершить очень важное путешествие внутрь себя самого.

И уже сегодня мы испрашиваем у Бога благословения на начало этого путешествия, говоря: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…», открой мне двери покаяния. Покаяния – не как самоуничижения. В самоуничижении как таковом нет ни смысла, ни пользы. Признал ты свою полную греховность, полную никчёмность – хорошо, а дальше что? Собираешься что-то с этим делать или нет? Если собираешься и готовишься к этому, и настроен на результат – это и есть начало пути к покаянию, к изменению, ведь именно так переводится слово «покаяние». Покаяние, двери которого мы просим у Господа открыть для нас – это углубление внутрь себя, это пересмотр своего духовного состояния, и зачастую, это горестное открытие, что наш внутренний человек давно спит под пыльным слоем бессмысленной суеты и неправды.

С началом Великого Поста изменится ритм богослужений и ритм самой церковной жизни – он замедлится, станет таинственным и тихим. Всё это для того, чтобы помочь нам вырваться из бешеного круговорота житейских забот – не физически, конечно, вырваться своим сознанием – остановиться, обернуться, и посмотреть на свою жизнь, попытаться увидеть её по-другому, по-настоящему, так, как видит её Господь – что в ней ложь или иллюзия правды, а что на самом деле – правда. Попытаться найти и различить – где он, тот настоящий Я, которого создал Господь, а где ненастоящий, тот которого я сам себе придумал, по своим слабостям, по своим амбициям, по своим грехам. А когда найдём и различим – то можно и начать движение к себе настоящему, потому что Великий Пост – это время переоценок, время возврата к правде о самом себе, или, говоря иначе, время покаяния. Именно об этом завтра на Божественной литургии Святая Церковь предложит нам поразмышлять в Христовой притче о мытаре и фарисее. Аминь. С наступающим воскресным днём.