В Москве святыня пробудет до 27 ноября. На официальном сайте Русской православной церкви сообщается, что после того, как максимальное число прихожан войдут в храм, доступ в него закроется. И лишь около полуночи святыне смогут поклониться ожидающие на улице.
Все восемь дней, пока пояс Пресвятой Богородицы будет находиться в храме, двери в него будут открыты круглосуточно.

Исключение составит лишь 20 ноября. Храм закроется на полчаса с 9 до 9.30 утра в связи с празднованием 65-летия патриарха Кирилла и приездом на Литургию Предстоятелей и делегаций Поместных Церквей.
В десять часов утра в районе храма Христа Спасителя на Саймоновском проезде и Пречистинской набережной почти до Крымского моста выстроились около 40 тыс паломников из Москвы, Подмосковья, Минска, Воронежа, Бреста, Белгорода, Ставрополя и стран ближнего зарубежья, сообщало агенство РИА «Новости».
Верующие надеются использовать последнюю возможность приложиться к святыне во время ее нахождения в России. Москва — последний город РФ, куда привезли Пояс Богородицы из Ватопедского монастыря на Афоне, который по преданию исцеляет бесплодие и излечивает больных.

Предание из Менология Василия II (иллюстрированный византийский манускрипт X века) рассказывает, что пояс и риза Богородицы перед Её успением были отданы Девой Марией двум иерусалимским вдовам, которые передавали реликвии из поколения в поколение. При императоре Аркадии (395—408 годы) пояс был перенесён в Константинополь и при императоре Льве I был помещён в золотом ковчеге за царскою печатью в Халкопратийскую церковь. При императоре Юстине II (565—578 годы) в храме для хранения пояса была устроена отдельная часовня Агиа Сорос (Святой Ковчег). В IX веке Иосиф Студит написал канон для праздника положения пояса в Халкопратии.
Ковчег был вскрыт при императоре Льве VI (886—912 годы) и нашли Пояс, опечатанный золотым хрисовулом императора Аркадия, содержащим точную дату его положения — 31 августа. Димитрий Ростовский так описывает причину и обстоятельства вскрытия ковчега:
…супруга его Зоя была мучима духом нечистым, по сей причине царь и его родственники были весьма опечалены; и начали все воссылать ко Господу усердные моления о страдавшей царице. После сего царице Зое было видение Божественное, знаменовавшее, что она получит исцеление, если на неё будет возложен пояс Пресвятой Богородицы.
О сем видении царица рассказала своему мужу, царю Льву. Тотчас царь упросил патриарха открыть пояс Пресвятой Богородицы: была снята печать и открыт ковчег; и оказался честный пояс Пресвятой Богоматери целостным, нисколько не повреждённым от времени; все облобызали его с благоговением. И как только патриарх распростёр его над царицей, тотчас она освободилась от мучения демонского и получила совершенное исцеление от недуга своего.

Димитрий Ростовский. Жития святых (31 августа)
Существует православное предание что на третий день после погребения Богородица явилась апостолу Фоме и бросила ему в утешение Свой пояс с Неба.
После этих событий патриарх Евфимий составил Энкомий на поклонение честного пояса пресвятой Богородицы и на обновление Ее храма в Халкопратии, а само празднование в честь его положения в Халкопратии приобрело ещё большую торжественность (в месяцесловах он отмечен знаком «малый праздник»).

Местонахождение

После падения Константинополя известно о нескольких местах нахождения частей этой реликвии:
– монастырь Ватопед (Афон) — дар сербского князя Лазаря, считается частью пояса, которую византийские императоры брали с собой в военные походы и которую отбили у византийцев болгары.
– монастырь Троодитисса (Кипр).
– Влахернская церковь в Зугдиди (Грузия) — часть, привезённая племянницей императора Романа III, ставшей женой грузинского царя Баграта IV. В начале XIX века Нино, дочь царя Георгия XII, после принятия российского подданства, прислала часть пояса в дар императору Александру I, который, украсив его драгоценными камнями, вернул обратно и повелел построить в Зугдиди церковь для хранения реликвии.
– Прато (Италия) — Sacra Cintola — реликвия, предположительно захваченная крестоносцами во время I Крестового похода в Иерусалиме у православных, почитается как пояс, который Дева Мария вручила апостолу Фоме в момент своего Вознесения. Принесён в Прато в XIII веке, хранится в кафедральном соборе города.