14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в нашем храме была совершена Божественная литургия, за которой богослужебные песнопения исполнил хор прихожан под управлением Натальи Михайловны Головановой.

В этот же день Святая Церковь молитвенно почитает память прп. Романа Сладкопевца — особого покровителя церковного пения.

Великий праздник Покрова Божией Матери стал особенно излюбленным для нашего народа, хотя возник он не на Руси, а в Константинополе, и – как бы странно это не было – возник как праздник победы Византии над нашими предками, осаждавшими тогда столичный город.

Согласно преданию, священники и народ города молились об избавлении от врагов, и вот в четвертом часу ночи святому Андрею, во Влахернском храме Константинополя явилось видение. На небе он увидел идущую по воздуху Богородицу, озарённую небесным светом, окруженную ангелами и сонмом святых. Как описывает это видение святой Димитрий Ростовский, Богородица «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом».

Чудесный покров защитил город. Поднявшаяся буря разметала корабли нападавших, избавив жителей Константинополя от смерти. Конечно, факт чуда невозможно доказать научно, однако о самом факте осады и спасительной бури есть немало исторических сведений.

Как полагает ряд ученых, события праздника описывают произошедшее с дружинами русских князей-варягов Аскольда и Дира. Известный историк Церкви Антон Карташов приводит текст патриарха Фотия, который хронологически подтверждает, что события эти были именно в 866 году, а значит нападающими были именно наши предки: «Когда, воздевая руки к Богу, всю ночь мы просили у Него помилования, возложив на Него все свои надежды, тогда избавились от несчастья, тогда сподобились отмены окружавших нас бедствий. Тогда мы увидели рассеяние грозы и узрели отступление гнева Господня от нас. Ибо мы увидели врагов наших удаляющимися, и город, которому угрожало расхищение, избавившимся от разорения…».

Так почему же именно на Руси эти события в памяти верующего народа остались глубже, чем в памяти потомков чудесно спасшихся византийцев?

О князьях Аскольде и Дире известно не только как о жестоких войнах и разорителях чужих земель. Известно также и то, что после неудачного похода в Константинополь, русы прислали императору Византии посла с просьбой направить в Киев христианского миссионера. Воинственным варягам стало интересно: что же это за Бог у греков, способный разметать сильнейшее войско? Некогда воинственные язычники-варвары, Аскольд и Дир к концу жизни приняли крещение, и многие из их дружинников последовали этому примеру.

Моментальное поражение в не самой славной военной кампании лишило русов материальных трофеев, но принесло им нечто гораздо большее. Недаром, события времен Аскольда и Дира порой называют «первым крещением русов».

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлен в Русской Церкви с XII века и до сих пор особо нами почитается, как событие, повлиявшее на историю наших предков. А мы, вспоминая это, ещё раз помолимся Небесной Владычице: Пресвятая Богородица, спаси нас!