«Благовествуй, земле, радость велию, пойте, небеса, Божию славу!» – в этих словах сосредоточен весь тот настрой, вся та тональность, все осмысление праздника Благовещения. И действительно, ведь так мало праздников, излучающих такую радость и такое ликование, которые передает нам Благовещение, ежегодно празднуемое Православной Церковью в первые дни весны, в воспоминание благой вести, благой новости, принесенной Деве Марии и принятой Ею.

И никогда эта новость не переставала быть новостью неслыханной и ослепительной. В наше время даже самые свежие и самые эксклюзивные новости остаются новыми всего несколько дней, а иногда даже – всего несколько часов, прежде чем истлеют и предадутся забвению в наших новостных лентах. Но вечно новой остается празднуемая сегодня весть о спасении, о радости, о пришествии к нам Бога, и вечно новыми остаются трепетные и смиренные слова Девы Марии: «Се, раба Господня: да будет мне по слову твоему» (Лк. 1: 38). И вечно новым остается соединение неба и земли, красоты небесной и красоты земной, божественного гласа и человеческого приятия. И все это – в празднике Благовещения!

И сегодня в храмах происходит не воспоминание о прошлом, о том, чего мы не можем помнить и чему не были свидетелями. Все это вновь и вновь совершается на нашей земле, с нами, на наших же глазах, и мы все – свидетели и участники не некоего «факта» Благовещения, а той таинственной глубины, что стоит за всеми этими событиями, за всеми фактами, – той глубины, в которой жизнь наконец обретает свой последний смысл, свою высшую цель, свою главную ценность.

Христианство каждого из нас начинается с нашего личного Благовещения, когда мы слышим небесный глас и принимаем его весть. Благовещение – праздник Божественной любви и человеческой свободы, – свободы, приемлющей любовь. И именно поэтому Церковь возглашает: «Благовествуй, земля, радость велию; пойте, небеса, Божию славу!»

Что происходит с нами, когда слышим и повторяем слова: «Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся…»? Это ли не чудо прикосновения к неземному, к такой чистоте, такой любви и такому послушанию, которых мы не знаем ни в этом миpe, ни в наших отношениях? Все это снова и снова дается нам как небесный дар. А приятие этого дара, слышание этого небесного гласа и послушание ему как раз и составляют сущность праздника Благовещения, сущность веры, сущность христианской жизни.