В Неделю по Рождестве Христовом, 10 января 2011 года, в день памяти святых Богоотец: Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня по плоти, в ходе обычной священнической чреды, клирик нашего храма, иерей Димитрий Карпов произнес в Богоявленском Соборе в Елохове проповедь.

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Христос раждается – славите, Христос с Небес – срящите!» – этими словами, братья и сестры, мы прославляем Христа, рожденного в эти Святые дни. Праздник Рождества Христова настолько велик, что выходит за рамки своего основного дня празднования – как вперед: он имеет предпразднство за неделю до дня основного торжества, так и еще почти неделю попразднства, т.е. продолжения после его встречи. Готовиться же к встрече Праздника Церковь начинает еще раньше – с началом Рождественского поста, который призван помочь нам очиститься от всякого греха, мешающего нам достойно встретить Христа. Как говорит пророк Исайя: «…всякий дол да наполнится и всякая гора и холм дапонизятся, кривизны выпрямятся, и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие…» (Ис. 40:4).

Со дня праздника Введения во храм Божией Матери Церковь напоминает нам о грядущем Рождестве, включая в богослужение ирмос Рождественского канона: «Христос раждается – славите! Христос с Небес – срящите! Христос на Земли – возноситеся! Пойте Господеви вся Земля, и веселием воспойте людие, яко прославися.»

За две недели до начала Праздника в Воскресный день Церковь совершает память Святых Праотцев – всех праведников Ветхого Завета, сохранивших преданность Богу и ожидающих грядущего Мессию. За неделю до праздника, опять же в Воскресный день, сродников Спасителя по человеческому естеству, всех кто «чаял утехи Израиля». В сегодняшний же воскресный день мы продолжаем прославлять Христа рожденнаго и особым образом вспоминаем трех праведников: св. праведного Иосифа Обручника, Давида царя и апостола Иакова брата Господня. Каждый из них послужил Мессии – Христу в свое время. Святой праведный Иосиф обручник присутствовал при воплощении Слова Божия и охранял Богомладенца и Его Пречистую Матерь от всех опасностей, преследующих младенца Христа, т.к. враг рода человеческого – диавол не мог стерпеть исполнения Божия замысла о спасении человека и всю свою злобу применил, чтобы помешать Его воплощению. Таким образом, праведный Иосиф стал стеной на пути у врага рода человеческого: и когда Ирод искал смерти Младенца, и когда казалось сам Закон Моисеев вставал препятствием на этом пути.

Чудо боговоплощения не могло быть воспринято сразу, и поэтому, чтобы придать рождению Христа видимость естественного рождени, и, тем самым, оградить Божию Матерь от гибели – понадобилось обручение старца Иосифа и Пречистой Девы. По закону Ветхого Завета женщина, совершившая грех блуда, завивалась камнями до смерти, а так как объяснить сверхъестественное воплощение Сына Божия было невозможно, нужно было до времени скрыть Его под видимостью законного брака. Жена святого Иосифа уже умерла, и святой Иосиф, обручаясь с Пречистой Девой, по особому промыслу Божию, был уже восьмидесятилетним старцем. Мы знаем, что о тайне воплощения Сына Божия святой Иосиф узнал от Ангела Божия и далее всю свою жизньон посвятил, чтобы помогать Ему и Его Пречистой Матери. Его собственные дети уже выросли и изначально они, как и прочие люди, не вопринимали Христа как Мессию, но со временем все изменилось, и поэтому сегодня мы также совершаем память святого апостола Иакова – брата Господня, который был сыном святого Иосифа обручника от первого брака. Жребий апостольского служения выпал святому апостолу Иакову в Земле Израильской. Апостол Иаков не ездил, как и прочие апостолы по сему миру, но ему было доверено нести проповедь о Христе среди своих собратьев, в земле, дорогой каждому христианину, в той земле, где все напоминает нам о нашем Спасителе. Апостол Иаков своей любовью и верой обратил многих иудеев ко Христу. Он служил образцом праведности и добродетели не только среди христиан, но и иудеи уважали его за праведность, и ради нее доверяли словам праведника, его свидетельству, что Мессия уже пришел, и все мы видели Его – это Христос.

Святой апостол Иаков написал послание, в котором раскрывает для нас свойство веры, он так же поучает нас, говоря, что «вера без дел мертва». (Иак. 2:20) Учителя народа иудейского, видя как множество иудеев обращается ко Христу, боясь чтобы весь народ не принял христианства, умертвили его. Таким образом, апостол Иаков принял мученическую смерть за Христа, будучи сброшен с портика храма, откуда он говорил проповедь о Спасителе.

Святой пророк и псалмопевец Давид также особо вспоминается сегодня, т.к. он последний, кто получил откровение Божие, что из его потомков родится Спаситель мира – долгожданный Мессия Христос. И исполнение этого пророчества мы совершаем ныне празднуя Его Рождество. Святой пророк Давид в числе многих пророков послужил громогласной трубой Божией, возвестившей погибающему человеческому роду, что готова помощь нам. В пророческих псалмах он рассказал многое о Христе, называя Его Господом своим, т.е. провидя Его Божественное происхождение: «сказал Господь Господу моему: сиди одесную Мене, дондеже положу врагов Твоих подножие ног Твоих». (Пс. 109:1) Все наше богослужение состоит из псалмов Давидовых: целых и разделенных на части, но столь же важных и поныне, т.к. они являют нам действие Духа Святого на всем роде человеческом: от сотворения мира и до спасения. Святые Отцы Церкви называют псалмы Давида оргáном Духа Святого.

Пророк Давид говорит, что удаление от Бога есть начало безумия: «рече безумец в сердце своем – несть Бог.» Возвращение же к Богу есть начало восстановления человека, а через него и всего мира, что мы и слышим в тропаре Праздника Рождества Христова: «Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума…» И сегодня, в этот Воскресный день мы совершаем празднование двух основополагающих событий нашего Спасения: Рождества Христова – как начала нашего спасения и Воскресения Христова как его завершения. В воскресные дни в период Святок Рождество и Пасха сходятся вместе, как начало и завершение, и в эти дни мы особым образом постигаем Промысел Божий о спасении рода человеческого, потому что это два праздника на которых строится все наше богослужение и все наше утешение кроется здесь же: Христос родился и спас нас – что может быть радостней и утешительней для нас? Поэтому совершая сегодня память святых: праведного Иосифа Обручника, Давида царя и апостола Иакова брата Господня вместе с ними и со всеми Небесными Силами воскликнем: «Слава в Вышних Богу и на Земли мир, в человецех благоволение!»