26 апреля православные христиане отмечают Фомино воскресенье или Антипасху. В этот день апостол Фома встретился с воскресшим Иисусом Христом. В Библии он носит имя Фома Неверующий. Дабы уверить Своего ученика, Господь, явившись во второй раз апостолам, позволил Фоме вложить персты в свои раны. 

В этот день Церковь предлагает нам к прочтению строки из Евангелия от Иоанна, глава 20, стихи с 19 по 31. 

19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.

21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.

23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.

25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!

27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.

31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его. 

 

О смысле праздника рассказывает иерей Сергий Пуртов.

Дорогие отцы, братья и сестры! Воскресное Евангельское чтение повествует нам о явлении Воскресшего Иисуса Христа Своим ученикам. Среди даже самых преданных и верных учеников Господа были усомнившиеся. По слову Христа: «Блаженны не видевшие, но веровавшие». Нет сложности в том, что видишь, что можешь почувствовать, но осязать. Но вера невидимая заставляет человека уйти от всего умопостигаемого и просто довериться Богу.

Нынешняя седмица именуется в церковном календаре Неделей Фоминой. В народе говорят: «Фома неверующий», но выражение этого не совсем правильное. Фома имел веру, причем весьма горячую, и он сам хотел встретиться с Воскресшим Христом, потому что его не было в момент явления Господа Своим ученикам в горнице. Но даже предложения вложить персты в ребра Фоме уже не нужно, он восклицает: «Господь мой и Бог мой». Фома, по сути, первый засвидетельствовал, что Иисус Христос есть не просто Мессия, но Он — Истинное Божество.

Своим явлением апостолу Фоме воскресший Господь уверяет, что Он имел по Воскресении не мнимую, призрачную плоть, а действительную пречистую, с которою был пригвожден ко Кресту и на которой остались от того, даже по Воскресении, язвы.

Это явление Христа апостолам утверждает веру в истинность Воскресения Христова.

Давайте же, братья и сестры, стараться иметь такую же веру, какую исповедовал апостол Фома. Веру живую, горячую, вместим Христа в свое сердце.   

Еще обращу внимание, что именно этот эпизод свидетельствует, что Евангелие не сказка, не придумка человека. Это реальное жизнеописание и повествование о деяниях Иисуса Христа. Апостолы рассказывают, в том числе, о своем пути веры. Самые близкие Его ученики… Но и они падали и вновь вставали, боролись с искушениями и мирскими желаниями. Это подтверждение истинности самого Евангелия.

Сегодняшнее воскресение именуется Антипасхой. Приставка анти не является в данном случае отрицательной. В переводе с греческого она обозначает «после», то есть вместо Пасхи, неделя напротив или после Светлого Воскресения Христова. Также здесь уместно значение «вместо». Потому что в этот день, завершающий Светлую седмицу, после Литургии которого закрываются Царские врата, а с вечера уже возобновляется чтение Псалтири, мы снова с полной силой вспоминаем Светлое Христово Воскресенье и будто бы вновь погружаемся в атмосферу Пасхальной ночи. Поэтому Антипасха – это вместо Пасхи или вторая Пасха.

Да, Антипасхой завершается Пасхальная Седмица, но еще до самого Вознесения будут звучать пасхальные песнопения во время богослужений. Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!