Первое воскресенье после Пасхи Святая Церковь посвящает евангельскому рассказу о Фоме, апостоле и ученике Христовом, который сказал, что не поверит в воскресение, пока сам не прикоснется ко Христу. Фома не поверил своим ликующим собратьям, как явившийся Христос предложил Фоме коснуться Своих ран, и услышал слова Христовы: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20: 29).
Почему именно на это событие, и именно на эти слова Спасителя Церковь обращает наше внимание сразу после Пасхи?
Все христианство основано на вере в воскресение Христово, на вере в то, что однажды в нашем мире, в человеческой истории сама смерть была побеждена Богом ради нас с вами. Если Христос не воскре», – говорит апостол Павел, то вера ваша тщетна (1 Кор. 15: 17). Иными словами, если изъять из христианства веру в воскресшего Христа – то от нашей веры останется только некое общее учение о любви, добре и прощении – то же самое, что можно найти в других религиях и философиях. Но с самых истоков Церковной истории, со времен святых апостолов быть христианином – означало верить в неслыханную, невероятную и тем не менее – реально совершившуюся победу над смертью.
Но если апостолы и ученики Христа все видели своими глазами, были очевидцами событий, то как же мы? Никто из нас не видел Воскресшего, не касался Его ран. Как в таком случае поверить в воскресение? Можно ли сослаться на опыт святых отцов, на учение Церкви? Конечно можно. Но все же, это еще не наша, не наша личная вера. И кто-то говорит, что Фома, в сущности, был прав, когда отказался поверить без доказательств. Сам Христос не осудил его за это, но предложить прикоснуться и удостовериться в реальности произошедшего. Но при этом сказал, говоря о нас с вами: блаженны невидевшие и уверовавшие.

Блаженны – это мы. И это блаженство мы знаем, и свидетельствуем о нем, потому что всего несколько дней назад мы снова испытали его в светлую и светозарную ночь Пасхи, когда стояли у закрытых дверей этого храма, и не от доказательств ума и не от рациональных рассуждений, но от своего сердца, от всей глубины духовного опыта едиными усты и единым сердцем воскликнули «Воистину воскресе Христос!».
Именно на это обращает Церковь наше внимание в первое воскресенье после Пасхи – на животворное обновление нашей веры. Потому что вся она целиком и полностью содержится в словах пасхального песнопения: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Да, доказательств у нас нет. У нас есть только вера и блаженная радость, которая до краев наполнила наши жизни в эти святые дни.
Христос воскресе!