Начало возникновения новогиреевского приходского хора относится к 1992 году, когда имевшийся тогда в храме хор ушел в отпуск. На клиросе из певцов оставался только бас Борис Алексеевич Хохлов. На его долю выпало учить азам церковного пения первых певчих из прихожан.

На протяжении первого года служения в храме (1991 — 1992 г.г.) пение осуществлялось поочередно несколькими коллективами. В собственном смысле приходского хора в храме не было.

Конечно, первый этап роста своего, местного хора отмечен очень большими трудностями, которые отражались, в первую очередь, на отце настоятеле и прихожанах, которым приходилось слушать то, что мы пели; Борисе Алексеевиче и монахине Феофании -певчей с 40-летним стажем — помогавшей и до сих пор помогающей нам. В промежутках между суточной работой и постоянным служением у себя в храме матушка не оставляла и нас.

Новоявленные «певчие» не знали в полном смысле слова ничего. Были на слуху мелодии нескольких слышанных авторских песнопений, кое-что из церковного обихода — и все. Пели примерно так: Борис Алексеевич что-нибудь запевал басом, а остальные постепенно догадывались, что надо петь и, побродив кругом голосом в поисках тона, к нему пристраивались. Когда О.Александр очень уж уставал от наших музыкальных «исканий», он советовал «петь все просто на глас» — однако это повергало нас в еще большее смущение и недоумение — что же такое «глас» и где его берут. Нот никаких не было.

Именно с этой младенческой порой будущего хора связано несколько грустно-курьезных моментов; однажды начали петь (на память) «Свете Тихий» Архангельского, а закончили его Киевским распевом (это мы потом уже установили, что же мы пели). В другой раз на вечерне начали петь «Сподоби, Господи…», но перепутали где-то текст, и эта молитва плавно и незаметно для нас перешла в Великое Славословие, так что батюшке пришлось выйти из алтаря (певчие стояли на солее) и подпевать нам остаток службы.

Конечно, так продолжаться не могло, и осенью 1992 года был приглашен хор Ольги Сергеевны Железняковой, который и пел все праздничные и торжественные службы в течение следующих четырех лет, а наши «искания» перенеслись на будничные службы, под молитвенную и практическую опеку батюшки.

Вскоре появились кое-какие ноты из Донского монастыря, позаимствованные у Ольги Сергеевны и из других источников…

Пришло время устраивать спевки. Они проходили и в храме, и по домам у певчих, и в помещениях больницы, а наш первый энтузиазм преодолевал возникавшие сложности -семейные, связанные с нехваткой времени и так далее, а Олегу Зигуненко, который, живя в Лыткарино, пел с нами, приходилось долгое время ночевать в детском корпусе больницы на двух сдвинутых вместе столах. Только спустя несколько лет появилось постоянное уже место для спевок в приходском доме, появилась фисгармония, а затем и фортепиано.

Одним из первых искушений, постигших едва оформившийся четырехголосный состав, было стремление «все петь нотное» — частью по неграмотности певчих в церковном обиходе и незнанию певческой традиции — нам было проще «сольфеджировать с текстом» какие-нибудь композиторские сочинения, чем запоминать, как поется то или иное песнопение «просто»; частью — по распространенному заблуждению, что чем больше нот и напряженнее гармонии, тем «красивее» и «интереснее». Однако довольно скоро с Божией помощью основой богослужебного репертуара приходского хора стал именно церковный обиход, включающий как московскую, так и некоторые другие местные и монастырские певческие традиции.

Хор постоянно пополняется новыми членами в основном из числа прихожан, а несколько лет назад организованный детский хор стал хорошей школой будущих певцов и резервом для пополнения приходского клироса. Сейчас хор почти вдвое вырос за счет влившегося в богослужебную жизнь юного поколения — первых учеников детского хора.

Современный состав певчих нашего храма очень разнообразен по внебогослужебным занятиям и возрастам: от школьников до людей старшего возраста. При этом получается взаимное дополнение и обогащение певцов. Каждый вносит в общехоровое звучание то, что ему свойственно в большей мере: чистоту и силу звука, теоретическую подготовленность, техническое учение, прилежание и дисциплинированность, благоговение, осмысление поемого и способность сохранять внимание за богослужением — и каждый становится причастником и обладателем всего, что вложено в пение и им, и другими.

Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви нашему, пойте.

«…Оставите детей приходите ко Мне, и не браните им: таковых бо есть Царствие Божие. Аминь бо глаголю вам: иже аще не приимет Царствия Божия яко отроча, не имать внити в не». (Лк. 18:16,17)

Детский хор Спасского храма был основан в 1994 году по благословению настоятеля храма о. Александра Дасаева. Целью создания хора было духовное воспитание детей, приобщение их к русской церковно-певческой традиции. Изначально в хор принимались все дети, желающие петь в храме. Специальный отбор не устраивался. В результате большая часть детей, пришедших в хор, не имела даже начального музыкального образования. Пришлось, наряду с занятиями церковным пением, изучать с маленькими певчими основы музыкальной грамоты.

Первой церковной службой для нашего детского хора стал двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим. Св. Евангелист Матфей свидетельствует, что в храме Иерусалимском встретили Христа дети, восклицавшие «Осанна Сыну Давидову!» И когда враги Христа, видя приветствующих Христа детей, вознегодавали на Него, Господь сказал: «Разве вы никогда не читали: из уст младенцев Ты устроил хвалу». (Мф. 21:16)

Издавна на Руси в Вербное Воскресение звучали на клиросе в храмах детские голоса. Нашей первой церковной молитвой в этот памятный день стали слова стихиры: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси вземше Крест Твой глаголем: благословлен Грядый во Имя Господне, осанна в вышних».

По мере совершенствования певческих навыков детей, усложнялся и репертуар хора. Сейчас в основном он состоит из песнопений и распевов, принятых певческими традициями Русской Православной Церкви. Прежде всего это обиходный, знаменный, киевский и греческий распевы. Конечно же, с большой радостью мы поем рождественские колядки, духовные стихи и канты. Дети поют их в храме, что называется «под крест», то есть когда после службы прихожане прикладываются ко кресту. Так же мы исполняли колядки и канты, когда вместе с Воскресной школой посещали больных в госпитале и детей в Детском доме неподалеку от нашего храма.

Каждая спевка хора начинается пением молитвы «Царю Небесный». Много времени уделяется работе над словом, для того чтобы дети понимали внутренний смысл песнопений.

Готовясь к службе, мы вдумываемся в то Евангельское или церковное событие, которому посвящен праздник, стараемся уяснить смысл каждой разучиваемой стихиры или молитвы.

С великой радостью и благоговением готовились дети к службе Новомученикам и Исповедникам Российским. Каждый сам читал, а потом рассказывал на спевках жития святых, совершивших мученический подвиг в XX веке и прославленных на Юбилейном Соборе в 2000 году.

Вместе дети совершают паломнические поездки к святыням. Один из самых почитаемых наших святых — прп. Сергий Радонежский. Каждое занятие хора начинается с молитвенного обращения к нему: «Преподобие отче наш Сергие, моли Бога о нас». Во время одной из поездок в Троице-Сергиеву Лавру мы с нашим батюшкой о. Александром молились и пели акафист у раки преподобного. Были и другие паломнические поездки: в Новый Иерусалим, в Покровский Хотьков монастырь, где мы поклонились родителям св. Сергия Радонежского — преподобным схимонахам Кириллу и Марии, в Марфо-Мариинскую обитель, созданную трудами вел. кн. Елисаветы. Неизменным нашим спутником и добрым наставником была и остается директор нашей Воскресной школы Татиана Викторовна Гусакова.

Несмотря на большую загруженность в школе и дома, дети любят петь в храме. Сейчас многие из них уже на взрослом клиросе, а новое поколение малышей учит пению Ирина Викторовна Сивоконь.

Этот короткий рассказ о детском хоре нашего храма хочется закончить словами святителя Иоанна Златоуста: «Для чего употребляется пение? Послушай. Бог, видя, что многие из людей нерадивы, тяготятся чтением духовных писаний и неохотно принимают на себя этот труд, и, желая сделать этот труд вожделенным и уничтожить чувство утомления, соединил с пророчествами мелодию, чтобы все, услаждаясь стройностью напева, с великим усердием возносили Ему священные песнопения.

В самом деле ничто, ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает ее от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любо мудрствовать и презирать все житейское, как согласное пение и стройно составленная божественная песнь».