В наше время христиане так привыкли к словосочетанию «христианская любовь», столько раз слышали проповеди о ней и призывы к ней, что нам трудно бывает постичь вечную новизну, необычность того, что заключено в этих словах. На необычность указывает Сам Господь в Своей прощальной беседе с учениками: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин 13:34). Но ведь о любви, о ценности и высоте любви мир знал и до Христа. Уже в Ветхом Завете мы находим те две заповеди – о любви к Богу (Втор 6:5) и о любви к ближнему (Лев 19:18), про которые Господь сказал, что на них утверждаются закон и пророки (Мф 22:40). И в чем же тогда новизна этой заповеди, новизна, притом не только в момент произнесения этих слов Спасителем, но и для всех времен, для всех людей, новизна, которая никогда не перестает быть таковой?

Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить один из основных признаков христианской любви, как он указан в Евангелии: «любите врагов ваших». Помним ли мы, что слова эти заключают в себе не что иное, как неслыханное требование любви к тем, кого мы как раз не любим? И потому эти слова не перестают потрясать, пугать и, главное, судить нас. Правда, именно потому что заповедь эта, по слову Христа, новая, люди часто подменяют ее нашим лукавым, человеческим истолкованием – мы говорим о терпении, об уважении к чужому мнению, о незлопамятстве и прощении.

Но совокупность этих, бесспорно великих, добродетелей – еще не есть любовь. И новая заповедь, возвещенная в Евангелии, все время подменяется старой – любовью к тем, кого мы уже и так по-человечески любим, любовью к родным, к друзьям, к единомышленникам. Но мы забываем при этом, что про эту природную, человеческую любовь в Евангелии сказано: «кто любит отца или мать <„.> сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф 10:37) и «кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер <…> тот не может быть Моим учеником» (Лк 14:26). А если прийти ко Христу – это означает исполнить Его заповеди, то, очевидно, христианская любовь – есть не только простое усиление любви природной. Христианская любовь коренным образом отличается от этой обычной, привычной нам любви, и даже противопоставляется ей. Она есть действительно новая любовь, подобной которой нет в этом мире.

Но как же возможно исполнение этой заповеди? Как полюбить тех, кого не любишь – не только врагов в прямом смысле слова, но и просто чужих, далеких, не имеющих к нам отношения людей, всех тех, с кем ежечасно нас сталкивает жизнь?

Ответить можно только одно. Да, эта заповедь была бы чудовищной и невозможной, если бы христианство заключалось только в заповеди о любви. Но христианство – это не только заповедь. Это также Откровение и дар любви.

Любовь заповедана нам только потому, что она – до установления самой заповеди – уже была дарована нам. «Бог есть любовь».

Только Бог любит той любовью, о которой говорится в Евангелии. Человек не может так любить, потому что эта любовь и есть Сам Бог. И только в Боговоплощении, в соединении Бога и человека, то есть в Иисусе Христе, эта Любовь Самого Бога, лучше же сказать – Сам Бог, который есть Любовь – явлены и дарованы людям. В том новизна христианской любви, что в Новом Завете человек призван любить Божественной Любовью, любовью Христовой. Не в заповеди новизна христианской любви, а в том, что стало возможно исполнение заповеди. В соединении со Христом в Церкви, через Таинства Крещения и Причастия, мы получаем в дар Его Любовь, причащаемся Его любви, и она живет и любит в нас. «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим 5:5) – сказал апостол Павел. Христос заповедал нам пребывать в Нем и в Его любви, говоря: «Как возлюбил Меня Отец, так и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей» (Ин 15:9).

Пребыть во Христе – это значит быть в Церкви, которая живет любовью Христовой. Именно эта любовь Христова есть начало, содержание и цель жизни Церкви. Это главный признак Церкви: «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:35).

Но Церковь есть союз любви не только в том смысле, что в ней все любят друг друга, но прежде всего в том, что через эту любовь она являет миру Христа, свидетельствует о Нем, любит мир и спасает его. В Церкви каждый таинственно получает силу всех любить, по слову апостола, «любовью Иисуса Христа» (Флп 1:8) и быть носителем этой любви в мире.

Этот дар преподается в Литургии, которая есть таинство любви. Мы должны понять, что в Церковь, на Литургию мы идем за любовью, за той новой Богочеловеческой любовью Самого Христа, которая даруется нам, когда мы собраны во имя Его. В церковь мы идем, чтобы Божественная любовь снова и снова «излилась в сердца наши», чтобы снова и снова «облечься в любовь» (Кол 3:14), и являть ее миру.

Но мы, слабые и грешные, можем только захотеть этой любви, приготовить себя к ее приятию. В древности, если кто-то поссорился между собой, то они должны были помириться и простить друг друга прежде, чем принять участие в Литургии. Все человеческое должно быть исполнено, чтобы Бог мог воцариться в душе. Но только спросим себя: зачем мы идем на Литургию? За любовью Христовой? За этим огнем, который сжигает все наши слабости и ограниченность?

Или боимся, что эта любовь действительно ослабит нашу ненависть к врагам, сделает ничтожными все наши «принципиальные» осуждения и разделения? Но если это так, то мы и не получим того дара, который позволит действительно обновить нашу жизнь, мы не выходим за пределы себя и не имеем действительного участия в Церкви.

Напомним себе, что возглас «возлюбим друг друга» есть начальное действие Литургии верных, когда непосредственно совершается Евхаристия. Литургия – это таинство Нового Завета, Царства любви и мира. И только получив эту любовь, мы можем творить воспоминание Христа, действительно быть причастниками Его Плоти и Крови, чаять Царства Божьего и жизни будущего века. Аминь.