Сегодня, в первое воскресенье после дня Святой Троицы, Православная Церковь празднует память Всех Святых. Все святые неслучайно вспоминаются через неделю после Троицы – на Троицу была установлена Церковь, это день ее рождения, посажен в землю росток. И вот мы видим, каким ярким цветом расцвел посаженный цветок – святые мученики и исповедники, преподобные и пророки, юродивые и святители. День Всех Святых соединен с первым воскресением после Пятидесятницы, этим показывается, что святость – это плод Духа Святого.

Как писал апостол Павел, «одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (I Кор. 12. 8-11). Таким образом, согласно словам апостола, Церковь почитает самых разных людей, получивших бесценный дар Святого Духа через свою жизнь или через свою смерть.

С течением веков Святая Церковь выделила среди всех святых особенность их подвигов, понесенных при жизни. Эти особенности, являющие собой разнообразность путей служения Христу, мы называем лики святости. Давайте немного о них поговорим.

Мученики

По-девнегречески — “μάρτῠρος” на русский язык переводится не как “мученик”, а как “свидетель”. Дело в том, что мученики свидетельствовали о своей вере в Господа Иисуса Христа своими мучениями и смертью. И в исходном значении акцент делается не на вид подвига (мучения), а на его смысл (свидетельство о вере даже под угрозой смерти).

Мученики – это один из самых древних ликов святости, самый многочисленный лик христианских святых и, одновременно, самый подкреплённый документальными свидетельствами.

В первые три века, пока христианство в Римской империи считалось иудейской сектой, а затем просто опасным антигосударственным учением, открытое исповедание себя христианином или донос от недоброжелателей практически всегда означали судебное разбирательство с принятыми тогда методами дознания – пытками и казнью. Многие жития мучеников имеют документальную основу.

Тела мучеников обычно теми или иными путями забирались христианами для погребения в специальных часовнях, сооружаемых над гробом. Довольно быстро в Церкви сформировалась традиция совершать богослужения перед гробами и на гробах мучеников, которые стали прообразом современных престолов в храмах. Сегодня Литургия всегда совершается на антиминсе – специальном плате, в один из краёв которого вшита капсула с частицей мощей одного из святых.

Исповедники

Ещё один лик святости, подвиг которых по смыслу ничем не отличается от подвига мучеников, составляют исповедники веры. Исповедники — это люди которые открыто исповедовали свою веру, не отрекаясь претерпели за это мучения и истязания, но оставшиеся в живых по тем или иным не зависящим от них причинам.

Изначально подвиг исповедников понимался несколько меньшим по значению, чем подвиг мучеников, но уже святитель Киприан Карфагенский в середине III века предложил почитать исповедников наравне с мучениками, отмечая, однако, что исповедником может считаться не каждый, кто претерпел мучения, не отрекся и остался жив, но лишь тот, кто всю оставшуюся жизнь провёл праведно и остался верен Господу.

 Преподобные

Преподобные – второй по численности после мучников, а возможно даже и равный ему чин святых. В церковном календаре почти нет дней, на которые не приходилась бы память хотя бы одного из преподобных. В этом чине святости почитают святых из числа монашествующих, которые через молитвенный и физический труд стяжали Духа Святого и стали подобными Богу. Наличие в святцах огромного сонма монашествующих святых, безусловно, связано с их высочайшим духовным, культурным и нравственным авторитетом среди верующих.

Многие монахи стали основателями огромных монастырей и помогли пережить подъём внутренней жизни своим современникам в масштабе целых государств (Антоний Великий, Савва Освященный, Сергий Радонежский, Антоний и Феодосий Печерские и другие). Многие преподобные отцы прославились созданными ими произведениями духовной литературы, активным участием в жизни окружающих их людей не только в плане молитвы, но также и лечения, чудотворений, социальной помощи, раздачи милостыни.

Апостолы

Апостолы (“посланники”) – это самый важный лик святых, среди которых почитаются прямые ученики Спасителя из числа двенадцати, а также апостол Павел, отдельно избранный Господом. Также в лике апостолов почитаются и сподвижники учеников Спасителя, жившие в I веке, называемые “апостолами от семидесяти” .

Подвиг апостолов заключался в проповеди Евангелия по всему миру, то есть был неразрывно связан с путешествиями и миссионерством. Большинство апостолов рано или поздно заканчивали свой путь мученической кончиной. Из числа двенадцати учеников Христа только апостол Иоанн Богослов умер своей смертью. Среди апостолов были не только мужчины, но и женщины: Мария Магдалина, которую обычно именуют “равноапостольной”, по сути является женщиной-апостолом, так как во многих местах проповедовала христианство, а также лично знала Господа и была свидетельницей многих Его слов и деяний.

Святители

Святителями называют прославленных праведников из числа церковных иерархов – епископов, которые были достойными пастырями, а также проявили личную праведность. Греческое слово “епископ” переводится на русский язык, как “надзиратель”. Апостолы, после проповеди в том или ином городе, ставили одного из своих учеников – самого благочестивого и лучше всего усвоившего христианское учение – надзирать за жизнью местной общины. Когда апостолы покидали основанную Церковь и шли с проповедью дальше, на епископа ложилась обязанность душепопечения над обращёнными.

Равноапостольные

Равноапостольными называют ту группу святых, которые исполняли апостольское служение преимущественно после первого века по Рождестве Христовом. Они не были прямыми учениками Господа и не слушали его поучений лично, но подобно апостолам обратили ко Христу целые страны и народы. Равноапостольных, как и апостолов, не очень много. В этом лике святых чтят Марию Магдалину, Константина Великого и его мать Елену, княгиню Ольгу и князя Владимира, братьев Кирилла и Мефодия, святителя Николая Японского, Савву Сербского, Нину, просветительницу Грузии, Иннокентия, святителя Московского.

Пророки

Лик святых пророков – самый древний из всех, так как почти все святые пророки жили ещё до Рождества Христова. Пророки проповедовали покаяние среди еврейского народа, предсказывали пришествие Мессии – Христа и возвещали иудеям волю Божию. Всего в чине пророков Церковь чтит восемнадцать святых, выделяя двенадцать малых пророков и четверых великих – Исаию, Иезекииля, Иеремию и Даниила. Несколько особняком среди пророков стоят пророк Моисей, выведший еврейский народ из египетского плена в Святую землю и пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, единственный святой пророческого чина, который жил уже в новозаветные времена и лично знал Господа Иисуса Христа.

Страстотерпцы

Страстотерпцы – это “самый русский” лик святых. В нём Церковью почитаются преимущественно знатные праведники, пострадавшие в результате разгула человеческих страстей – заговора, гражданской войны и проявившие при этом личное самопожертвование, и беззлобие. В лике страстотерпцев Святая Церковь почитает императора Николая с его семьей, князей Бориса и Глеба, царевича Димитрия Угличского и князя Михаила Тверского.

Благоверные

К благоверным святым Церковь причисляет правителей, которые много сделали для укрепления веры и нравственности, развития Церкви и просвещения в подвластных им землях. Этот лик святости возник в Константинопольской Церкви в период Вселенских соборов и применялся при канонизации византийских императоров и их жён, а затем стал использоваться и в других Православных Церквях. В числе русских благоверных князей почитают: Александра Невского, Ярослава Мудрого, Андрея Боголюбского, Дмитрия Донского, Даниила Московского, Игоря Черниговского, Олега Брянского и других.

 Бессребренники

Так именуют святых, отказавшихся от богатства и бесплатно помогавших другим людям ради Христа. Почти все святые этого лика имели отношение к врачебному искусству и, с помощью молитвы, чудотворений, снадобий и медицинских умений помогали людям обрести утерянное здоровье. В лике бессребренников почитают (а в нашем храме – особенно) Косьму и Дамиана, целителя Пантелеимона, Ермолая, Кира и Иоанна, Самсона Странноприимца, врача Диомида Никейского, Трифона, Фотия и Аникиту, Фалалея Киликийского, а также Агапита Печерского и святителя Луку Крымского.

 Иногда тех или иных святых также называют чудотворцами, но это не особый лик святости. Многие святые обильно творили чудеса как при жизни, так и после кончины и эпитет “чудотворец” можно встретить, как применительно к святителям, так и к мученикам, бессребренникам, преподобным и святым иных чинов святости.

Праведные

Во все века фокусировка внимания Церкви и христиан в большинстве своем была обращена на жизнь мучеников и преподобных, которых мы знаем множество. Но вместе с ними Царство Божие наследовали христиане в лике праведных. В нашем церковном календаре их немного по причине того, что они несли свой подвиг тихо и незаметно – это врачи, многодетные родители, воины, или просто обыкновенные люди. Но совершенно точно таких святых среди христиан было очень много. Просто их жизнь и подвиги остались скрыты от нас до дня Страшного Суда.

Среди праведных наиболее известны такие святые, как: Симеон Богоприимец, Симеон Верхотурский, Иоанн Кронштадтский, Алексий Мечёв, Иоанн Русский, Пётр и Феврония Муромские, Матрона Московская, Феодор Ушаков и другие.

Праведники нечасто изнуряли себя какими-то особыми подвигами, зато всю свою жизнь старались следовать воле Божией, ради Господа помогать окружающим, часто посещать богослужения и молиться дома. Многие праведные тайно благотворили нуждающимся и совершали чудеса.

Юродивые ради Христа (Блаженные)

Славянское слово “юродивый” переводится на современный русский язык, как “дурак, безумный”. Юродивые ради Христа безумными не были – они только напускали на себя вид сумасшедших, чтобы через презрительное отношение со стороны окружающих избавиться от гордости и обязанности следовать всем установлениям общества (зачастую далёким от христианства).

Юродивые ради Христа, как правило, начинали свой подвиг с того, что раздавали нуждающимся почти всё своё имущество и начинали скитаться и жить подаянием. Эти святые много молились, открыто обличали людские пороки, помогали нуждающимся и, иногда, исцеляли страждущих от болезней. Среди православных блаженных наиболее почитаются: Ксения Петербургская, Василий Московский, Андрей Юродивый, Прокопий Устюжский.

Всех юродивых ради Христа также именуют “блаженными” и здесь может возникнуть путаница. Есть и другие святые, которых в церковной традиции устойчиво именуют “блаженными”, но которые не относятся к этому лику святых – святитель Августин Иппонский, преподобный Иероним Стридонский и святая блаженная Матрона Московская.

Вот такое разнообразие ликов святости являет нам сегодня Церковь. И поскольку в этот день мы чтим память всех святых, от века просиявших – у каждого православного христианина сегодня – день Ангела!

ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ 1-УЮ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ МАКСИМОВА

«Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы празднуем Неделю всех Святых. Именно тогда, когда Господь снизошел Своей Благодатью на человека, каждый — получил возможность стать святым. Когда мы говорим о святых, то нам часто представляются прозорливые старцы, которые творят чудеса, и могущие одним своим словом перевернуть всю жизнь. Но такое представление не совсем верное. Читая Новый Завет, мы видим, что святыми становились обычные, самые простые люди, но (!) уверовавшие в Бога, исполняющие каждое Его слово. Если открыть Деяния Апостолов, то можно увидеть, что апостол Павел, обращаясь к целым народам, и к каждому человеку в отдельности, часто называет их «святыми». А всё потому, что каждый человек призван стать святым, уподобиться своими мыслями, делами Богу. Стать Его образом и подобием, ведь нас Господь создал именно такими.
Что значит быть святыми? По слову апостола Павла, это значит иметь в своем сердце любовь, кротость и целомудрие. Эти качества указывает нам на превосходство нашей души над нашим телом. И нам надобно всей своей силой стремиться любить Бога. Просить Его, чтобы Он даровал нам любовь, смирение и целомудрие, помогал избавляться от пороков, которые мешают нам правильно мыслить и правильно жить.
Важно не просто смотреть на святых, как на людей живших очень давно, и чья святость не дает нам не соприкасаться с ними. Многие из этих людей святыми стали не сразу. Кто-то был разбойником, кто-то – блудником, они не знали Бога, но Господь просветил, указал, что живут те в заблуждении. И осознав это, святые свою жизнь перевернули. И именно потому они и святы, что услышали Спасителя, пошли за Ним. Прежняя жизнь для них перестала существовать. Они, всем сердцем полюбив Бога, старались с любовью относиться к каждому, старались каждому помогать, прощать тех, кто причинял боль. Это и есть та святость, которой учатся. Так и каждый из нас должен иметь в своем сердце желание совершенства. Какие для этого у нас есть инструменты? Это Новый Завет, это те заповеди, которые нам оставил Христос. Это жития святых. И когда в нашем сердце поселяется Любовь, то тогда вся наша жизнь и все мы принадлежим Богу. Будем радоваться, дорогие, этому дню, сегодня для каждого из нас День Ангела. Ангелы даются нам при рождении и сопровождают нас всю жизнь, оберегают, охраняют и молятся за нас. И вот с такой помощью, помощью Угодников Божиих, и нам жить намного легче, жизнь наша приукрашается по их ходатайствам. С Днем памяти всех Святых, храни все Господь и Матерь Божия. Аминь».