Остался один шаг до вступления на путь самого удивительного периода в жизни православного христианина – Великого Поста. Несколько недель Святая Церковь готовила нас этому и давала пищу для размышлений. Мы слышали горькие слова псалма «На реках Вавилонских…», который выражает печаль об истинной духовной родине – той, что человек потерял, сдавшись в плен своим грехам и страстям. Слышали Евангельский рассказ о маленьком и грешном человеке Закхее, который так желал видеть Христа, что не только влез на дерево, но и нашел в себе силы измениться. Мы слышали причту о мытаре и фарисее, слышали и узнали, что своем смирении и раскаянии мытарь оказался ближе к Богу, чем гордый и довольный собою фарисей, а также ощутили всю правду слов 50-го псалма о том, что сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50:19). Слышали притчу о блудном сыне, который ушел от отца в далекую страну, где растратил в грехе и во зле все свое имущество, но, коснувшись дна, вспомнил про отчий дом и, сгорая от стыда, вернулся со словами «Отче, я согрешил». И, наконец, слышали притчу о Страшном Суде, которая говорит о самом главном – о новой заповеди любви, данной Христом. Ведь только исполняя эту заповедь, мы становимся Христовыми учениками, и обретаем способность в каждом человеке, особенно в страждущем, встретить Христа.

И сегодня мы приблизились к последнему дню, в который Церковь предлагает нам вспомнить об изгнании Адама из Рая. Мы помним, что наши прародители нарушили первую в мире заповедь, вкусив от дерева познания Добра и Зла. В результате этого грехопадения Адам и Ева были изгнаны из Эдема, и, как повествуют богослужебные тексты, Адам сидел напротив закрытых для него райских врат и горько плакал. Почему именно это событие Церковь преподносит нам в качестве последнего напоминания перед вступлением в Великий Пост? Что именно мы должны для себя извлечь из этого события?

Можем ли мы понять всю бесконечную скорбь и бездну горькой Адамовой утраты? Вот, он находился в райском саду и беседовал с Богом, земля давала ему свои плоды для пропитания, а сейчас он вне райских врат сидит на проклятой из-за него земле, обреченный до смерти трудиться в поте лица своего. Будем честны – никому из нас неведома подобная утрата. Нас не изгоняли из Эдемского сада. Более того – мы никогда в него не вернемся, потому что тот рай, в котором пребывал Адам, был закрыт для человека навсегда. И поэтому не изгнание, не горькие слезы прародителей и не утраченную райскую обитель мы вспоминаем в последний день перед Великим Постом, но нечто иное.

Мы вспоминаем тот момент, когда Адам был волен изменить ситуацию, но не сделал этого. Это произошло, когда он, вкусив плод из рук Евы и спрятавшись среди деревьев рая, услышал вопрос Бога: «Адам, не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?». Адам ответил: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». С этими словами окончательно свершилось грехопадение.

Сегодня мы с вами уже знаем правильный ответ на вопрос Бога. Он находится в притче Христовой о блудном сыне: «Отче, я согрешил. Прости меня.». И Господь простил бы. Казалось бы, вся судьба мира и человечества могла быть совсем иной, если бы в тот момент под небом прозвучали слова покаяния. Но Адам не произнес этих слов, способных изменить мир.

Завтра Прощенное Воскресенье. Это не тот день, когда мы всех прощаем. Это день, когда мы просим прощения у всех. Полагая начало своему личному покаянию за несколько часов до начала Великого Поста, мы открываем себе путь к внутреннему изменению.  

Именно об этом нам напоминает Церковь на пороге вступления в Великий Пост – о покаянии. О той силе покаяния, которая способна изменить реальность. Об Адамовом изгнании, которого могло бы и не быть.