Сегодня, 12 июля, Святая Церковь совершает общий праздник в честь апостолов Петра и Павла.

В песнопениях они именуются первоверховными. Первоверховный — значит первенствующий, первый из верховных. Интересно то, что оба первоверховных апостола были совершенно разными, можно сказать, даже совершенно противоположными друг другу людьми. И именно таких людей соединил Христос — простого рыбака и ученого богослова. Поговорим о каждом в отдельности, и начнём с Петра.

Он носил вполне обычное еврейское имя Симон, отца его звали Иона, брата – Андрей, учениками Христа братья стали одновременно. У Симона была жена и собственный дом в селении Капернаум, вместе с братом и отцом они рыбачили на Галилейском озере. Галилея была самой дальней от Иерусалима областью Палестины, там проживало немало язычников, столичные жители относились к галилеянам свысока, как к провинциалам. Те даже говорили с заметным акцентом, по которому Петра потом опознают во дворе первосвященника.
А рыбак – самая простая и непритязательная профессия. Ловили рыбу на Галилейском озере в основном ночью, продать улов (если повезло) надо было пораньше с утра, пока он не испортился под жарким солнцем. А еще надо было промыть и починить сети… Рыбак пропах рыбным запахом, он вечно не высыпается, а его доходы невелики и слишком непредсказуемы. Может быть, именно поэтому Симон и Андрей, едва заслышав приглашение странствующего Проповедника: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» – сразу послушались Его, бросив в беспорядке свои сети.

Петр первый среди учеников исповедовал Христа, как Господа, за что и был назван камнем, на котором Христос утвердит Свою Церковь.
Но однажды Петру предстояло испытать резкий переход от веры к неверию, а потом от отречения к покаянию. Накануне распятия он обещал Христу, что и под страхом смерти не оставит Его, но Христос ответил: «в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня». Может быть, если бы к нему тут же приступили палачи, он мужественно пошел бы на казнь, но впереди была долгая ночь, полная страхов и неизвестности… Когда Учитель был арестован, Петр даже попытался оказать вооруженное сопротивление, нанес удар мечом одному из противников, но Христос велел ему: «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» Дело было вовсе не в том, у кого сколько воинов, какое вооружение. Значение имело совсем другое…

Но вот арест состоялся, а за ним и допрос, и суд у первосвященника. Петр следовал за любимым учителем, и холодной весенней ночью грелся у костра во дворе дома первосвященника, вместе с его слугами и другими людьми. Петра прежде видели многие… «и ты был с Иисусом!» – начали спрашивать его. И Петр как-то незаметно отрекся от Христа, по-будничному, сам того не заметив. Он трижды успел сделать это, как вдруг раздался петушиный крик. «И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько».

После воскресения (а Петр сам убедился в том, что тела Христова нет во гробе, а лежат лишь пелены, которыми оно было повито) апостолы вернулись в Галилею, к привычному занятию – большинство из них, как и Петр, были рыбаками. Да и что, в самом деле, оставалось теперь делать? Снова были заброшены сети, снова они оказались пустыми, и снова какой-то Человек с берега велел бросить их еще раз, в иное место… И вот, как в первую их встречу, переполненные сети уже невозможно было поднять на лодку! Первым узнал Господа Иоанн – но именно Петр схватил свою одежду и бросился в воду, чтобы доплыть до Него прежде, чем причалит лодка с остальными рыбаками. Не мог Петр сидеть на месте, видя перед собой Христа.

В день Пятидесятницы, когда на апостолов сошел Святой Дух, именно Петр обратился с первой в мире проповедью о Христе: «Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами, и знамениями, … вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти». Как непохожи эти слова на его прежнюю его робость во дворе первосвященника!
С самого начала его проповедь была обращена прежде всего «к погибшим овцам дома Израилева», и Петру потребовалось чудесное видение, чтобы убедиться: язычников Бог точно так же призывает к вере, как и иудеев. В этом видении Бог предложил Петру пищу, которая считалась нечистой для иудеев, и когда тот отказался, то услышал голос: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым».

Сразу после этого Петр получил приглашение от римского центуриона по имени Корнилий, отправился к нему, проповедовал и крестил его вместе со всеми, кто собрался в его доме.
Книга Деяний рассказывает и о первом тюремном заключении Петра за его проповедь – тогда его из-под стражи чудесным образом освободил ангел. Но это было далеко не последнее заключение апостола… Ему еще предстояло отправиться в Рим (об этом мы уже находим сведения в Предании, а не в Писании) и стать там главой местной общины. Возможно, именно там он рассказал своему спутнику Марку то, что помнил об Иисусе – и так было написано Евангелие от Марка. А может быть, он даже сам составил некоторые записи, которые Марк только собрал и перевел на греческий, мы ничего об этом точно не знаем.

Апостол Павел не был рыбаком. Этот человек к двадцати годам стал лучшим среди воспитанников иудейской академии. Он в совершенстве знал культуру и верования своего народа, блестяще владел древнееврейским, греческим и латынью, великолепно ориентировался в тонкостях богословия и философии.

Родился он в крупном городе Тарс (на юго-востоке нынешней Турции), в семье фарисея, происходившего из колена Вениаминова — из него же происходил и первый израильский царь Саул. Еврейское имя апостола Павла — Савл (то же самое, что и Саул), дано было ему, видимо, в честь великого родственника. Но отец Савла был еще и римским гражданином — это было очень почетное звание, и далеко не каждый мог похвастать этим. Поэтому у Савла было еще одно имя, римское — Павел, в переводе с латинского языка означающее «маленький», но пользоваться им стал только после обращения ко Христу.
Разумеется, чтобы разбираться в тонкостях Закона и всех его толкований, требовалось солидное образование. Именно поэтому юный Савл был отправлен в Иерусалим, где он и вырос. Его учителем стал Гамалиил, самый авторитетный богослов того времени. Когда по Иерусалиму пошли слухи о том, что некий Иисус воскрес после казни и всё больше людей стало называть себя Его учениками, фарисеи потребовали немедленных репрессий, но Гамалиил рассудительно умерял их пыл: Если это дело — от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его (Деян 5:38-39).
А его молодой ученик, как это часто бывает, не испытывал никаких сомнений. Он-то точно знал, что от Бога, а что нет!

Савл отправился в Дамаск — там тоже была еврейская община, там тоже проповедовали ученики Иисуса. Заручившись письмом от первосвященника, Савл отправился в путь, чтобы расправиться с последователями нового учения. И вот что сообщает книга Деяний: Когда же он приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь (Деян 9:3-5).
Почему Иисус явился именно Савлу, а не кому-то еще из гонителей? Мы не знаем наверняка. Но можно предположить, что Савл честно и самозабвенно стремился послужить Богу так, как он понимал это служение. Он гнал христиан не из-за личных обид или выгод, а потому, что считал их учение противным Истине, — и тогда Истина сама открылась ему.
Павел за свою жизнь совершил четыре миссионерских путешествия. Выглядели они так: апостол со своими спутниками прибывал в город, и первым делом шел с проповедью в местную синагогу к своим соплеменникам-иудеям. Иногда его проповеди внимали, но чаще случалось совсем иначе — вожди иудеев активно отвергали ее.

Почему? Дело в том, что иудейские общины в языческих городах строго стояли на неукоснительном следовании Закону Моисея, и разным обычаям предков. Праведность человека измерялась тем, насколько правильно, с формальной точки зрения, он исполнял Закон. Но тут к ним приходит какой-то бродячий проповедник и начинает рассказывать про некоего Иисуса, распятого и воскресшего за наши грехи, и о том, что Закон уже не так важен! Начальники синагоги, выше всего чтившие именно соблюдение правил Закона, не могли такого стерпеть. Хорошо еще, если Павла просто выгоняли из синагоги, а ведь иногда его приговаривали к бичеванию (пять раз присуждали по 39 ударов, это максимальное число, вспоминал потом апостол), пытались даже забить камнями — но бросили бесчувственное тело, решив, что он умер.

Но Павел не отступал. И получилось так, что он нашел себе более внимательную аудиторию — это были люди разных национальностей, из языческой среды, но которые относились с интересом и вниманием к вере в Единого бога и проповеди твердых нравственных норм. Поэтому им легче было принять весть о том, что спасение приходит через веру в Распятого и Воскресшего, а не через соблюдение иудейских обычаев. Церковь переставала быть общиной одних только иудеев — в нее вливались бывшие язычники, которые скоро составили в ней большинство.
Последнее путешествие Павла имело конечной целью Рим, столицу величайшей империи. Павел давно хотел туда наведаться, но все не было случая, пока однажды, во время проповеди в Иерусалиме, иудейские вожди не спровоцировали его арест.
Его под стражей переправляли от одного местного правителя к другому, но какие-то внятные и серьезные обвинения так и не прозвучали, и все шло к тому, что Павла отпустят на свободу. По крайней мере, последний из судей, царь Ирод Агриппа, склонялся к этому — но Павел неожиданно потребовал суда у самого императора! Это была одна из привилегий римского гражданина, и никто не мог отказать ему в ней. С точки зрения обычного человека, требовать такого суда было безумием: это значило, что Павла под стражей немедленно отправят в Рим, и там он будет ждать до тех пор, пока у императора не появится время лично заняться его делом — ждать можно было не один год.

Но зато Павел прекрасно понимал: вся огромная юридическая машина Римской Империи теперь будет работать на него: его не только гарантированно доставят в Рим, но и обеспечат проживание в городе. Да, в оковах. Но он так привык называть их «узами Христа» и вовсе ими не тяготился.
Книга Деяний заканчивается прибытием Павла в Рим, но на этом не заканчивается история апостола. Он прожил еще два года в Риме в заключении, был освобожден, но не перестал проповедовать христианство — так что при императоре Нероне (в конце 60-х гг.) его ждал новый арест, новые обвинения и на сей раз смертная казнь.
По преданию, последние тюремные дни перед казнью апостол Павел и апостол Петр провели вместе. Там они крестили темничных стражей и еще 47 узников.

На казнь первоверховных апостолов повели вдвоем, они простились друг с другом на Остийской дороге. На этом месте теперь стоит храм. Петра распяли на Кресте, на Ватиканском холме, а Павла увели за город. Римского гражданина распинать на кресте не полагалось, поэтому ему отсекли голову мечом.
Вот таких людей — простого рыбака и ученого ревнителя иудейского закона — соединил Господь. Молитвами святых первоверховных апостолов Петра и Павла Господь наш Иисус Христов да помилует всех нас. Аминь.

ФОТО: Сергей Соколовский