Сегодня великий двунадесятый праздник – Сретение Господне. Подробности событий этого праздника мы знаем из Евангелия от Луки. По ветхозаветному закону Моисея каждая семейная пара должна была своего первенца, то есть старшего сына, посвятить Богу. Это было напоминанием о том, как в ночь перед выходом иудеев из Египта Ангел Господень убил всех первенцев египетских, детей и животных, оставив невредимыми еврейские дома, у которых косяки дверей были помазаны жертвенной кровью.

Во времена рождения Господа за первенца было принято вносить в Иерусалимский храм символический выкуп. Женщине, родившей сына, положено было 40 дней очищения, после чего она должна была принести в храм очистительную жертву. В нее входила жертва всесожжения — годовалый ягненок, и жертва во оставление грехов — молодой голубь или горлица. Если семья была бедной, вместо ягненка тоже приносили горлицу.

По преданию, после Рождества Христова святое семейство жило в Вифлееме, в доме их родственницы Саломии. В 40-й день Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица с Младенцем Христом направились в Иерусалим, чтобы исполнить повеления Закона. В храме их встретил старец Симеон, который ждал этой встречи долгие годы своей праведной и благочестивой жизни.

О праведном Симеоне Богоприимце мы знаем в основном из Евангелия от Луки. На самом деле это – совсем немного информации, но даже благодаря ей вырисовывается образ необыкновенного человека, который сыграл важнейшую роль в истории пришествия в мир Спасителя. Другие сведения о Симеоне дошли до нас из Церковного Предания, которое христиане почитают наравне со Священным Писанием.

Согласно Преданию, этот святой был одним из семидесяти двух переводчиков, которым египетский царь Птолемей II поручил перевести Священное Писание с еврейского языка на греческий. Именно с этого текста, в создании которого участвовал Симеон, был сделан перевод Ветхого Завета на славянский язык.

Для царя Птолемея II святой Симеон переводил книгу пророка Исаии. В ней он натолкнулся на фразу, которая привела его в замешательство, буквально обескуражила. В еврейском подлиннике эта фраза звучала как: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис 7, 14). Ученый муж был уверен — слово «Дева» явная ошибка! Как дева может родить ребенка? Симеон хотел внести исправление – вместо Дева написать Молодая женщина. Но в ту же секунду, когда его рука потянулась к бумаге, перед ним предстал Ангел. Он удержал перо книжника и пообещал, что Симеон не умрет, пока не дождется исполнения пророчества Исаии. Слова Ангела сбылись — шли десятилетия, а Симеон все жил и жил. И каждый день ждал, когда же явится миру Мессия, рожденный от Девы.

В год, когда святому исполнилось 360 лет, Святой Дух привел его в Иерусалимский храм. И случилось это в тот же день, когда Иосиф Обручник и Дева Мария со Спасителем, которому исполнилось 40 дней, пришли в храм, чтобы представить своего первенца пред Господом и принести положенную иудейским законом жертву.

Именно тут, в сердце Святой Земли, состоялась встреча праведного старца и Святого Семейства. Симеону вновь было откровение от Господа — он понял, что Младенец на руках Марии — тот самый долгожданный Мессия, о котором в течение сотен лет писали пророки. Симеон взял на руки Господа, 40-дневного младенца и с радостью воскликнул:

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей, свет ко откровению народов и славу людей Твоего Израиля.

Эта слова, ставшие молитвой, произносятся теперь на каждом вечернем богослужении. После этих вдохновенных слов старец обратился к Богородице и сказал:

Лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий. И Тебе Самой оружие пройдет душу.

Праздник Сретения Господня напоминает нам о наступающем вскоре Великом посте и Страстной седмице — времени воспоминания крестных страданий и смерти Господа. Именно тогда исполнились пророческие слова Симеона, ведь Пресвятая Богородица душой страдала вместе со своим Сыном.

В день Сретения в Иерусалимском храме произошла еще одна встреча. К Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане называли ее Анна-пророчица за вдохновенные речи о Боге. Она много лет жила и работала при Храме, как пишет евангелист Лука, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк 2:37 – 38).

Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из Храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. А Святое Семейство вернулось в Назарет, так как исполнило все положенное законом Моисея.