Время поста – это время сугубой молитвы, время размышления над своей жизнью, время для покаяния. Исповедь – это одно из главных Таинств Церкви, которое дает нам возможность положить начало новой жизни.

Кто-то на исповеди очень кратко называет свои грехи, не поясняя даже в малом, что же за ситуация привела его ко греху. Кто-то наоборот исписывает много листов, подробно останавливаясь на самых незначительных мелочах. И стоит священник перед аналоем, и слушает историю со времен сотворения мира, а вместе с ним терпеливо, а иногда и не очень, томятся три десятка прихожан, дожидаясь своей очереди.

Кто-то боится прийти на исповедь, потому что когда-то ему «не повезло с батюшкой – обругал». Словом, многие из тех, кто ведет церковную жизнь, исповедоваться не умеют.

Мы собрали самые типичные заблуждения кающихся и попросили клирика храма Спаса Нерукотворного Образа в Перово протоиерея Димитрия Максимова рассказать, что такое правильная исповедь и как ее приносить.

 

Заблуждение первое. Если человек на исповеди не плачет, значит, истинного покаяния нет

 — Мы должны каяться от души – это главное правило. А есть слезы или нет, это не показатель. Мы на исповеди даем обет, что отныне этот грех мы постараемся не совершать. Не нужен рассказ о своей жизни — Богу и так про нас всё известно. От Него мы не скроем ни дел, ни помыслов. Мы должны поменять свой внутренний мир, а поскольку мы слабые, то должны просить Господа помочь нам исправиться. В молитве, читаемой перед исповедью, есть слова, которые указывают, что мы приходим в духовную лечебницу. Приходим, чтобы Господь уврачевал, исцелил наши язвы. Но Он не поможет нам без нашего обещания больше этого греха не совершать. Прийти на исповедь и сказать: «Господи, прости», а дальше идти опять грешить…Это точно не исповедь.

Заблуждение второе. Стыдно приходить на исповедь с одними и теми же грехами. Лучше вообще в храм не пойду

— Увы, не можем измениться в один момент. Нам не под силу подвиг Марии Египетской. Но трудиться над своим исправлением нужно всегда. Если Господь видит, что человек старается изо всех сил, будет нам помогать. А иногда Он нас испытывает, посылая некие соблазны. Человек падает раз за разом, но встает, идет в храм, исповедуется. И такому христианину Господь обязательно помогает.

Заблуждение третье. Чем долго перечислять все грехи, проще сказать, что «виноват во всем». Господь простит

— Так поступать, конечно, нельзя. Но иногда бывает и другая крайность. Когда человек просто не видит своих грехов, а это уже грех. Значит нужно усиленно молиться, что Господь открыл нам это видение. Искренне кающийся получит прощение быстрее, чем тот, который считает себя безгрешным. Таких людей нет. Без греха только сам Господь. Многие уподобляются фарисеям, считавшими себя праведниками. Это ужасное состояние, ведь не замечая, не осознавая в себе греха, человек предстанет в таком состоянии на суд Божий. И может погибнуть. Нужно просить, чтобы Господь помог увидеть свои грехи. Хорошо бы перед исповедью помолиться: «Господи, помоги мне чистосердечно покаяться».

Заблуждение четвертое. Не понимаю, в чем грешен. Не убивал, не воровал…

— Если человек не знает, в чем каяться, нужно не на исповедь приходить, а на беседу со священником. Перед аналоем очень сложно помочь человеку осознать свое состояние. Человек не знает, когда Господь нас призовет, мы должны быть готовы к этому. Поэтому многие монахи держат в своих кельях гробы, черепа. Это напоминание о скоротечности земной жизни, о скором переходе  — в Вечную. И уйти туда нужно, хорошо понимая и осознавая свои грехи, принеся в них покаяние. Рекомендую читать труд святителя Игнатия (Брянчанинова) «В помощь кающимся» и труд архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди». 

 

Заблуждение пятое. Я еще молодой, нагрешить не успел. В храм ходить буду на старости

— Многие действительно считают, что еще успеют прийти в храм, наверное, ближе к старости, а пока важнее работа, дача и друзья. А потом в один момент человек может оказаться в реанимации без сознания. Родственники прибегают к батюшке с просьбой успеть поисповедовать. А выясняется, что человек к этому Таинству никогда и не прибегал. Вот и получается, что единственное, что может священник, прочитать молитовку. Важно всегда об этом помнить. Жизнь на земле не слишком сладкая, но нам предстоит самый тяжелый путь  — уже после смерти. Во всех наших грехах мы будем обличены. Но если мы в земной жизни приносили исповедь, делали добрые дела, то в каких-то моментах будем оправданы.

Заблуждение шестое. Господь милостив. Простит нас и без нашего покаяния

— Бог есть Любовь. Каждому человеку Он желает спасения. Сколько бы человек не грешил, если он старается приносить глубокое и искреннее покаяние, то Господь его простит. Но человек должен видеть свои грехи, просить, чтобы Бог указал на них, пытаться исправить свою жизнь, тогда действительно на нас прольется милость Божья.  Поэтому мы стараемся не унывать, прося Господа в избавлении нас от грехов.

Заблуждение седьмое. Не буду просить прощения у того, кого обидел, лучше сразу пойду на исповедь

— Мы всегда должны стараться, прежде всего, просить прощения у тех, кого обидели. Самое главное состояние христианской души – это самоуничижение. Поясню. Мы стараемся никогда себя не возвеличивать, не ставить себя выше других. Если мы будем стоять на исповеди и называть грехи других людей, то сами-то мы в каком состоянии находимся?! Поэтому мы стараемся перед каждым преклонить голову, испросить прощение. Если научится иметь такое смирение, замечать свои грехи, то Господь увидит наше сердце, сердце, которое стремится поменять самого себя.

* Самоуничижение —  форма аскетического делания, адекватное отношение человека к себе, как к грешнику (состояние), поведение человека, обусловленное его внутренним отношением к себе, как к грешнику (действие).

«Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф.23:12).

 

Кратко о самом важном: