Сегодня православные христиане молитвенно чтят и поклоняются образу Казанской иконы Божией Матери. Из всех икон Богородицы, эта, пожалуй, одна из наиболее почитаемый в нашем Отечестве. Причиной тому стала неоднократная помощь и заступничество Пресвятой Владычицы за русский народ.

Началось все в 1552 году, когда царь Иоанн Грозный присоединил к России Казанское Ханство, и на новой территории, на которой в большинстве своем проживали мусульмане, началась проповедь христианской веры. Несколько десятилетий спустя, в 1579 году, Казань опустошил страшный пожар, и многие местные жители посчитали это злоумышлением христиан. «Вера Христова, — по словам летописца, — сделалась притчею и поруганием».

И в это время произошло чудесное явление иконы, следующим образом. Спустя некоторое время после произошедшего пожара одной девятилетней девочке – Матроне, дочери стрельца царского войска – начинает являться Сама Божия Матерь с повелением отыскать Свой образ на одном из пепелищ. После первого явления Богородицы девочке никто не поверил. Однако Матерь Божия является Матроне еще не раз и не два, и девочка продолжает обращаться к взрослым с просьбой отыскать образ. Через некоторое время мама Матроны обращается к православным священникам с просьбой о помощи и рассказом о чудесном видении своей дочери. Однако священнослужители сомневаются в истинности этих явлений и не спешат отыскивать образ. Лишь только после неоднократных настойчивых обращений к епископу Казани было решено отыскать образ Пречистой Богородицы. В результате образ, завернутый в сукно, был найден на одном из пепелищ. По преданию, он был найден только тогда, когда копать начала сама Матрона. На месте обретения иконы по указу царя был построен Богородицкий девичий монастырь, в котором приняли постриг юная Матрона и ее мать.

В период Смутного времени, когда Русскую землю раздирали междоусобицы, а поляки захватили Москву, по призыву Православной Церкви в лице святителя Гермогена русский народ поднялся на защиту веры и Отечества. Находясь под стражей, святитель сумел тайно отправить в Нижний Новгород свое воззвание, которое вдохновило жителей собрать ополчение во главе с князем Димитрием Пожарским. Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, который передали князю Димитрию. Пресвятая Богородица покровительствовала русскому воинству, и Ее заступлением Россия была спасена. В честь этой победы царь Михаил Федорович установил празднование Казанской иконе два раза в год — 21 июля и 4 ноября.

Позже, в 1709 году, накануне Полтавской битвы, император Петр Великий со своим воинством молился перед одним из списков чудотворной Казанской иконы, и русское воинство победило, а в 1721 году царь Петр перенес еще один список из Москвы в Петербург. В 1811 году специально для него в Петербурге был воздвигнут знаменитый Казанский собор.
И год спустя, в 1812 году, перед отъездом на фронт, в Казанском соборе князь Михаил Кутузов со слезами просил Пречистую Богородицу спасти Россию. Прошло менее полугода и здесь же, в Казанском соборе, 25 декабря 1812 года служили благодарственный молебен за победу над Наполеоном.

С момента своего явления и вплоть до начала ХХ века настоящий оригинал иконы постоянно находился в Богородицком женском монастыре Казани, то есть на месте своего чудесного явления. Однако, когда для России наступили смутные революционные годы, возможно, в назидание или смирение Господь лишил ее этого чудотворного образа. В ночь с 28 на 29 июня 1904 года Казанский образ Пресвятой Богородицы был похищен. Найти его так и не удалось. По разным предположениям, злоумышленники или сожгли святой Образ, или продали его старообрядцам, но в любой случае, истинная ее участь по настоящий день неизвестна.

Несмотря на невосполнимость утраты, с Казанской иконы сохранились списки. Да и вообще – любое освященное изображение Казанской иконы — это святыня, перед которой можно молиться. Пресвятая Богородица слышит молитвы человека вне зависимости от того, перед какой иконой он молится.

Наше отечество почитает огромное количество икон Божией Матери – не только Казанскую. Мы знаем Владимирскую, Иверскую, Смоленскую, Донскую, Федоровскую и множество других. Число почитаемых икон Пречистой Владычицы достигает семисот.  За тысячу лет христианской культуры в России было написано большое количество икон, многие из которых прославились как чудотворные, многие были свидетелями и участниками русской истории. Яркий тому пример — Владимирская икона Богородицы, которая, как и Казанская, сопровождала Россию на протяжении всей ее истории.

Икона на Руси была и образом, и книгой, с помощью которой обучаются основам веры, и святыней, и главным богатством, которое передавали в наследство из поколения в поколение. Образ Богородицы сам по себе столь глубок, что богородичные иконы оказываются одинаково близки и простой неграмотной крестьянке, в ее любви к Божией Матери, и богослову, усматривающему даже в самых простых каноничных образах сложный подтекст.

Есть предание о том, что самую первую икону Божией Матери написал апостол Лука. У историков в этом есть сомнения, но Предание возникло не на пустой почве. Из Евангелия мы знаем, что апостол Лука был врачом, человеком образованным, но о том, что он был художником, в Писании не сказано. К тому же, иконописание как традиция – возникло не ранее 4 века. Но именно в Евангелии от Луки больше всего говорится о Богородице, и именно апостол Лука запечатлел для нас образ Богородицы. А поскольку Евангелие в древности называли словесной иконой, также, как и икону называли живописным Евангелием, то в этом смысле можно сказать, что апостол Лука был первым иконописцем.

Так же и наш народ – воспринимая через Евангелие образ Богородицы – он выражал его через написание икон. В зависимости от региона нашей страны и исторического момента – иконы писались по-разному. Менялся и развивался иконописный стиль (в каждом городе он был разный, а от того – узнаваемый), менялись особенности исторической эпохи, менялась культура. Но никогда не менялось одно – глубокая и неисчерпаемая любовь нашего народа к Богородице – Заступнице, Помощнице и Утешительнице.