Чин сегодняшнего Праздника Воздвижения Креста Господня впервые был установлен в величайшей христианской империи – Византии. Сама империя родилась под знаком Креста, в день, когда император Константин перед решающим сражением увидел в видении Крест и слова: «Сим победиши…». Это праздник победы христианского мира над царствами, культурами и цивилизациями старого языческого мира.

Но где же этот великий христианский мир сейчас? Мы каждый год совершаем в нашем храме праздничное богослужение с выносом Креста под песнопения хора: «Крест – царей держава, крест – красота вселенной». Но вокруг храма – гремит огромный мегаполис, безучастный к нашему торжеству, не замечающий его, живущий своей жизнью, своими собственными интересами. Так как же дерзаем мы повторять эти слова победы, повторять снова и снова о Кресте, что он – несокрушимая победа?

Если мы празднуем Воздвижение Креста, если повторяем древние слова победы и торжества, то не для того, чтобы только вспоминать победы прошлого, вспоминать то, что было и чего больше нет. А для того, наверное, чтобы поглубже вдуматься в смысл самого этого слова «победа» в христианской вере.

Может быть, только теперь, в этом безразличном к христианству мире, мы оказываемся способными понять, что, настоящая победа – это нечто иное. Да, в мире великой христианской империи тот Крест, что воздвигался руками священников, был разукрашен золотом, серебром и драгоценными камнями, но ни золото, ни серебро, ни камни не способны затмить подлинный и изначальный смысл Креста: это – орудие позорной и мучительной казни, к которому гвоздями прибит всеми брошенный, задыхающийся от боли и жажды Человек.

И будем иметь мужество спросить себя: не потому ли и погибли все предыдущие христианские царства и культуры, не потому ли победа обернулась поражением, что христиане ослепли по отношению к этому последнему смыслу, последнему содержанию нашего главного символа. Решили, что золотом и серебром можно затмить этот смысл и что все, что хочет от нас Бог, – это чтобы мы совершали поклонение прошлому.

Но почитать Крест, воздвигать его, петь про победу Христову, – не значит ли это, прежде всего, – верить в Распятого, верить, что крестный знак – это знак потрясающего поражения, которое – только в силу того, что оно поражение, становится победой и торжеством.

Христос пришел в мир не для внешней победы. Ему предложено было Царство, и Он отверг его. В момент предательства Его на смерть, Он сказал: Неужели вы думаете, что я не мог бы умолить Отца Моего послать легионы ангелов, которые защитили бы Меня? (Мф.26:53). Но мы, христиане, ярче всего видим в Христе нашего Царя, когда Он, окруженный злобной толпой, шел на Голгофу, неся на плечах свой Крест. Когда Его, одетого в багряную одежду и с терновым венком на голове, Пилат вывел к беснующейся толпе и сказал: Се, Царь ваш! (Ин.19:14).

Ведь именно тут – вся тайна христианства, а значит и победа христианства – в радостной вере в то, что в отверженном и распятом Христе воссияла в мире любовь Божия, открылось Царство, над которым никто не имеет никакой власти. Только принять Христа должен каждый из нас, принять всем сердцем, всей верой, всей надеждой. Иначе – не имеют смысла никакие внешние победы.

И может быть, нам нужно было это внешнее поражение христианского мира, нужно было это оскудение, дабы очистилась наша вера от всякой земной гордыни, от надежды на внешнюю силу, на внешнюю победу. Чтобы очистился наш взор на Крест Христов, который возносится над нами и над миром, даже если мы и мир не видим этого.

Крест возносится и побеждает, несмотря ни на что. И в каких потемках не был бы человек, сколько бы не торжествовало зло в мире, наше сердце знает и слышит эти слова Христовы: «Мужайтесь, Я победил мир».