Икона. Сколько копий сломано, сколько жарких диспутов было и продолжается до сих пор. Кому мы поклоняемся? Деревяшке или тому, чей Образ на ней отображен. Церковь на Вселенском соборе сформулировала единую для всех верующих формулировку: «честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу». Икона — окно в духовный мир, которое позволяет нам лучше сосредотачиваться на молитве, обращаясь к Богу. В храме иконы складываются в особенную симфонию, которую мы именуем иконостасом.

Поднимая взгляд вверх, мы движемся будто бы в прошлое — в начало истории общения человека с Богом. Второй ряд иконостаса — так называемый деисис, который состоит из трех основных икон: Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя. Также в этом ряду можно увидеть апостолов, архангелов и разных святых. В третьем ряду помещаются иконы двунадесятых праздников. Двунадесятые праздники связаны с событиями земной жизни Спасителя и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Четвертый ряд — пророки. Пятый, верхний, ярус — это икона Пресвятой Троицы и иконы ветхозаветных праздников и ветхозаветных праотцев. На самой вершине высокого иконостаса — всегда Крест.

Иконостас в храме Спаса Нерукотворного образа был установлен в 1996-м году к Престольному празднику. Над его созданием трудились иконописцы при храмовой мастерской, и, конечно, за почти четверть века иконостас требует чистки и профессионального ухода.

Процесс реставрации икон – труд кропотливый, не терпящий суеты, невнимательности и неаккуратности, — рассказывает прихожанка храма Олеся Романова. Профессиональный реставратор, она работает в Государственном научно-исследовательском институте реставрации и вместе с коллегами Татьяной Новиковой и Татьяной Горской и целой группой волонтеров трудится над выявлением из-под копоти живописного слоя иконостаса.

Икона — это сложный живой организм, которая требует особого ухода и внимания. На нее садится пыль и копоть, у иконы бывают «ожоги» от свечей, иконы не любят прямых солнечных лучей и сквозняков. Умение правильно разместить иконы по храму – это целая наука, не меньшая, чем умение хранить и поддерживать образы в надлежащем виде. Идеально для иконы, если она будет обрамлена стеклянным киотом. Икону без него ни в коем случае нельзя протирать тряпочкой, ни сухой, ни тем более мокрой. Иконы от этого портятся. Очередной раз протерли икону тряпочкой — и вместо красочного слоя получили белое пятно.

Икона состоит из дерева, паволоки, левкаса, красочного слоя и лакового покрытия. Это тонкие и гигроскопичные слои, способные отдавать и поглощать влагу.  Каждый из слоёв по-своему реагирует на изменение климата, увеличиваясь или уменьшаясь в объёме. Нарушается связь между слоями, возникают отставания левкаса от основы и шелушения красочного слоя.

— Прежде чем приступить к реставрации, собирается совет квалифицированных специалистов, который оценивает степень загрязнения и повреждения икон. Каждый эксперт делится своим мнением, как можно вернуть иконе стабильное состояние для дальнейшего бытования. Методов и способов существует великое множество. Нужно выбрать подходящий конкретной иконе с ее конкретными проблемами. Реставраторы определили объем предстоящих работ. Было принято решение провести мероприятия по  консервации икон: это укрепление шелушений и вздутий красочного слоя центрального иконостаса и удаление поверхностных загрязнений и копоти с икон бокового придела. При визуальном изучении комплекса икон выяснилось, что иконостас с иконами приделов принадлежат кисти не одного мастера, а нескольких. Техника исполнения выдает индивидуальные особенности каждого участвующего мастера.

Особое внимание реставраторы решили уделить двум Серафимам над дьяконскими вратами. Этим иконам нужна полная реставрация для  дальнейшего их служения.

— Реставрация – работа для профессионалов, — продолжает рассказ Олеся Романова. – И мы сначала проводили тщательный инструктаж нашим добровольным помощникам, внимательно следили за тем, как они работают. Но, к счастью, нам пришли помогать очень ответственные и аккуратные люди.

Самую сложную работу, которая по силам только профессиональным реставраторам, Олеся, Ирина и Татьяна выполняют самостоятельно.

— Работа эта сложная, но любимая и очень интересная. Отучившись в художественном училище, потом в Академии живописи, ваяния и зодчества имени Глазунова, попробовав свои силы как художник, поняла, что хочу быть реставратором. Причем, реставрировать именно иконы, — делится Олеся Романова. — В Государственном научно-исследовательском институте реставрации разработаны новейшие методики, которые мы используем в работе. Реставрация – это процесс, в первую очередь, очень ответственный. Конечно, мы стараемся успеть к сроку, но иногда кажется, что дело управится быстро, но не тут-то было. А иногда кажется, что потребуется так много времени, чтобы привести икону в порядок, а работа спорится быстро. Но самое главное – всегда ведет Господь.

У всех реставраторов, и профессиональных, и добровольных, есть основная работа, но каждый из них хотя бы на пару часов приходит каждый день в родной храм, чтобы послужить Господу в деле обновления Его дома. Чтобы встретить праздник Пасхи в отреставрированном храме, центром которого станет обновленный иконостас.