Наступает последняя из подготовительных недель перед Великим Постом. Церковный устав называет ее неделей Сыропустной, а в народе она называется Масленицей. Всем прекрасно известно, что всю следующую неделю на столе у православных христиан уже не будет мяса и колбасы, зато будут горы вкусных горячих блинов. Но что еще можно сказать об этом последнем подготовительном периоде перед Великим Постом?

Если углубимся в историю, то увидим, что Сыропустная неделя или, как еще ее называют – Сырная седмица – наиболее древняя среди недель перед Великим постом. Предшествующие ей неделя о мытаре и фарисее и неделя о блудном сыне появились в церковном Уставе гораздо позже. Сырная седмица появилась под влиянием Палестинских монастырей – местные монахи почти весь сорокадневный период Великого Поста проводили в одиночестве, разойдясь по пустынным местам. К началу Страстной седмицы они снова сходились в монастыре, чтобы вместе встретить Великий и Светлый день Пасхи, но некоторые из монахов не возвращались вовсе, умирая в пустыне. Понимая, что каждый новый пост может стать последним в их жизни, иноки накануне расставания просили друг у друга прощения и обменивались теплыми словами. Отсюда и название последнего дня перед Постом, который будет через неделю – Прощеное воскресенье.

Традиция всю неделю вкушать только молочную пищу – даже в понедельник, среду и пятницу – тоже монашеского происхождения. Ведь что такое пустыня? Это отсутствие пищи, а иногда – и воды. Естественно, перед таким испытанием нужно накопить силы. Речь, конечно, не идет о том, что в эти дни монахи объедались скоромными блюдами. Просто ввиду предстоящего в их жизни аскетического периода пост в понедельник, среду и пятницу отменялся.

Эту традицию впоследствии переняли миряне, и даже развили ее, но при этом смысл она получила несколько иной. Христианину, живущему в городе, не нужно было идти ни в какую пустыню, поэтому исчезает необходимость предварительного подкрепления себя скоромной едой. Поэтому традицию Сырной недели миряне рассматривали как постепенное вхождение в период Великого Поста – когда уже нельзя вкушать мясо и играть свадьбы, однако еще можно веселиться и получать радость общения.

Что касается русской традиции, то в наших краях Масленица – изначально была языческим праздником, который был известен на Руси еще до принятия христианства и уходит корнями в праславянские времена. Масленица – народное название, и в церковном календаре мы такого слова не найдем. Языческая Масленица отмечалась в начале весны – в день весеннего равноденствия, когда после долгой зимы дни начинали становиться длиннее, а ночи – укорачивались. Наши языческие предки, наблюдая цикличность мира, в виде зимнего увядания природы и ее весеннего оживания, проводили на Масленицу некий рубеж, до которого в мире господствовал холод, а после – окончательно приходило тепло. Все вновь возвращалось на круги своя, и это возвращение жизни было одним из главных предметов празднования. По сути, Масленица была одной из попыток человека, в лице наших предков, приблизиться к тайне жизни и смерти, своеобразной системой, в рамках которой весь космос воспринимался как бесконечная череда смерти и жизни.

Христианство, пришедшее на Русь тысячу лет назад, преобразило Масленицу. Не нарушая и не ломая сложившиеся традиции наших предков, Церковь наполнила их новым смыслом, переплавив языческий праздник в светлый период вхождения в Великий Пост, который завершается праздником праздников – Светлым Христовым Воскресением.

Богослужение следующей недели уникально тем, что оно уже содержит в себе службы Великого Поста – в среду и в пятницу в храме не будет совершается Литургия, и именно в эти дни мы с вами впервые будем молиться словами Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…». Во время Великого Поста эта молитва повторяется много раз в день, а на Сырной седмице ее творят лишь дважды, тем самым напоминая, что скоро мы войдем в совсем иной ритм – ритм усердной молитвы и покаяния.