В 5-ю неделю по Святой Пасхе Церковь вспоминает беседу Христа с самарянкой. В церковном календаре этот день еще называют Неделей о самаряныне. И сегодня на Литургии читалось Евангелие, повествующего об этом событии.

Возвращаясь из Иудеи в Галилею, Иисус Христос с учениками Своими проходил через страну самарянскую. Ассирийский царь Салманассар покорил израильтян и отвел их в плен, а на их месте поселил язычников из Вавилона и других мест. От смешения этих переселенцев с оставшимися евреями и произошли самаряне. Самаряне приняли Пятикнижие Моисея, поклонялись Единому Богу, но не забывали и своих богов. Когда иудеи вернулись из вавилонского плена и начали восстанавливать Иерусалимский храм, самаряне тоже захотели принять в этом участие, но иудеи не допустили их, а потому они (самаряне) выстроили себе отдельный храм на горе Гаризим. Приняв книги Моисея, самаряне, однако, отвергли писания пророков и все предания, и за это иудеи относились к ним хуже, чем к язычникам, всячески избегали какого-либо общения с ними, гнушаясь и презирая их.

Проходя через самарянскую страну, Господь со Своими учениками остановился отдохнуть около колодца, который, по преданию, был выкопан Иаковом. Святой евангелист Иоанн указывает, что «было около шестого часа» (по-нашему — полдень), время наибольшего зноя, что, вероятнее всего, и вызвало необходимость отдыха. И в это же время колодцу подошла женщина почерпнуть воды.

Ученики Иисуса отлучились в город за покупкой пищи, и Он обратился к самарянке с просьбой: «Дай Мне пить». Узнав, возможно, по одежде или по манере речи, что обращающийся к ней — иудей, самарянка выразила свое удивление в том, что Он, будучи иудеем, просит пить у нее, самарянки, имея в виду то презрение, которое иудеи проявляли к самарянам. Иудеи гордились тем, что скорее перенесут любые лишения, чем попросят о чем-либо самарянина.

Но Христос, пришедший в мир спасти всех, а не только иудеев, говорит женщине, что она бы не стала задавать подобного вопроса, зная, Кто говорит с ней и какой Дар Бог послал ей в этой встрече. Если бы она знала, Кто просит у нее пить, то сама бы попросила Его утолить ее духовную жажду, открыть ей ту истину, познать которую стремятся все люди; и Он дал бы ей «воду живую» (Ин. 7:38-39).

Самарянка не поняла Господа: подумала, что он имел в виду ключевую воду, которая находится на дне колодца, а потому и спросила Иисуса, откуда Он может иметь живую воду, если Ему и почерпнуть нечем, а колодец глубокий. «Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?» (Ин. 4:12). Тогда Господь сказал:
Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

Тогда в своем простодушии собеседница Спасителя просит: «Господи, дай мне такую воду, чтоб мне больше не ходить на колодец!» А Христос велит ей идти в город и вернуться к колодцу вместе с мужем. «У меня нет мужа», — призналась женщина. «Ты правду сказала. У тебя было пять мужей, а тот, с которым ты живешь сейчас, не муж тебе», — ответил Господь.

Самарянка, пораженная всеведением Спасителя, обнаружившего всю ее греховную жизнь, поняла теперь, что говорит не с обыкновенным человеком. Она сразу же обратилась к Нему за разрешением давнего спора между самарянами и иудеями: чья вера правильнее и чья служба угоднее Богу. «Господи! вижу, что Ты пророк», сказала она, «отцы наши поклонялись на этой горе (при этом она указала на гору Гаризим, где виднелись развалины разрушенного самарянского храма); а вы говорите, что место, где должно поклоняться Богу, находится в Иерусалиме».

Самаряне избрали для поклонения гору Гаризим, основываясь на повелении Моисея произнести благословение на этой горе (Когда введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, тогда произнеси благословение на горе Гаризим Втор. 11:29). И хотя их храм, воздвигнутый там, был разрушен еще в 130 году до Рождества Христова, они продолжали совершать жертвоприношения на месте разрушенного храма.

Поверь Мне, — отвечает Христос, — что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине.
Это предсказание исполнилось, когда самаряне, истребляемые войнами, разубедились в значении своей горы Гаризим, а Иерусалим был разрушен римлянами, а Иерусалимский храм сожжен в 70 году по Рождестве Христовом.

Самарянка поняла смысл слов Иисуса и сказала: «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все».

Иудеи ожидали Мессию в виде вождя, который возглавит Израиль, свергнет владычество Римской Империи, и покорит под ноги иудеев все народы. Самаряне также ожидали Мессию. Они в Его лице ждали истинного пророка, а не правителя, как иудеи. Поэтому Иисус, долго не называвший себя Мессией при иудеях, этой простой самарянской женщине прямо говорит, что Он и есть обещанный Моисеем Мессия – Христос.

Она бежит в город, где рассказывает о прозорливом Страннике, заговорившем с ней: и говорит своим соплеменникам – не он ли Христос? И тогда жители Сихема выходят к колодцу. Господь по их просьбе два дня пробыл в этом городе, и многие уверовали в Него.

Предание сохранило имя это самарянки – Фотиния и краткую информацию о ее дальнейшей судьбе. Она приняла крещение и в 66 году, при императоре Нероне, за христианскую веру приняла в Риме мучения и смерть, вместе с сыновьями Иосией и Виктором, а также сестрами. Предание говорит, что благодаря самарянке ко Христу обратилась дочь императора Домнина, также впоследствии принявшая мученическую смерть.