В третье воскресенье, приготовляющее нас к Великому Посту, во время чтения Евангелия мы слышим слова Христовой притчи о блудном сыне. Это притча – о покаянии человека, который возвращается из самовольного изгнания. О человеке, морально заблудившемся, который ушел, по словам притчи, в «далекую страну» и там истратил все, что он имел.

«Далекая страна» – это не географические координаты. Далекая страна – это состояние человека, который только начал путь приближения к Богу. Тот, кто никогда этого не испытывал, хотя бы даже немного, кто никогда не чувствовал, что он изгнан от Бога, изгнан от настоящей жизни – тот никогда не поймет, о чем говорит христианская вера. И тот, кто в этом мире чувствует себя как дома и не испытывает мучительной тоски по Истине – никогда не поймет, что такое раскаяние.

Случилось так, что покаяние порой превращается в равнодушное, объективное перечисление грехов и прегрешений, как будто надо признать себя виновным перед неким обвинительным актом. Но при этом пропадает то, без чего ни исповедь, ни разрешение грехов не имеют ни настоящего значения, ни смысла. Пропадает чувство отдаления от Бога, отдаления от радости общения с Ним и от радости настоящей жизни, созданной и данной нам Богом.

Ведь на самом деле совсем нетрудно признаться на исповеди, что не соблюдал постов, пропустил утренние или вечерние молитвы, обиделся на кого-то. Hо совершенно иное – это вдруг осознать, что духовная красота – испачкана, что настоящий, истинный Дом стал очень далеким, что нечто поистине драгоценное, чистое и прекрасное в этой жизни – безнадежно сломано. Однако это осознание – это и есть настоящее покаяние. И в то же время – горячее желание вернуться назад, вновь обрести потерянный «Дом».

Мы получили от Бога богатые дары: сначала – жизнь и возможность этой жизнью наслаждаться, наполняя ее значением, любовью и знанием; затем – в Таинстве Кpещения нам была дарована Новая Жизнь, дар Святого Дyха, мир и радость Царства Небесного.

Человечество получило знание Бога, а в Боге – силу и возможность быть сыновьями Божиими. Но люди все это теряют не только в грехах и прегрешениях, но и в наибольшем из всех грехов – в утрате любви к Богу, в предпочтении дому Отца «страны далекой» из притчи.

Но сейчас Церковь напоминает нам об этой потере, чтобы мы нашли в себе силу и желание обратиться к Богу словами одного из сегодняшних песнопений: «согрешил я перед Тобою, Отче щедрый, прими меня кающегося, прими меня, как одного из наемников Твоих».