Неделей о мытаре и фарисее Церковь вступает в особый подготовительный период, который предшествует Великому посту.

К размышлению православных христиан предлагается краткая, но назидательная притча о мытаре (сборщике податей) и фарисее (законнике).

«Сказал Господь такую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Лк., 89 зач., 18, 10–14)

Евангелие, написанное две тысячи лет назад, пронизывает жизнь человека. Меняются цивилизации, культура, но мы по-прежнему слушаем эту историю о мытаре и фарисее. Может устареть литературное или музыкальное произведение, перестав быть интересным и актуальным, но Евангелие написано языком вне времени. Это Книга для тех, кто задумывается о вечном.

Простая и понятная история. Господь озвучивает мысли двух людей, пришедших помолиться. Фарисей благодарит за то, что он не такой, как беззаконники, например, вот этот мытарь. Он ведет совсем другой образ жизни. Дважды в неделю постится, отдает десятину. Мытарь же, осознавая греховность своей профессии, только молил о милости Божьей к нему грешному. Заканчивается это повествование следующими словами:  «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится».

«Что мы нового найти в этой притче? Такой гордящийся собой фарисей, такой смиренный мытарь! — произнес на воскресной Литургии настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа в Перово протоиерей Андрей Бондаренко.

Заметим, что фарисей ушел из храма менее оправданным, но оправданным. И если перефразировать его слова, то он пришел сказать: «Господи, спасибо за то, что я стараюсь вести праведный образ жизни. Я выбрал не самую доходную профессию, десятину отдаю»… Это же вполне разумные слова. Верующий человек имеет возможность так сказать. А какие есть основания у мытаря возвысить свой голос, поднять свои глаза к небу?

Это два состояния, которые присущи и нам, людям 21-го века. Примерим эти образы на себя. Мы приходим в храм, нам легче каяться, если совершили какой-то грех. И есть повод сказать Господу: «Прости».

А иногда на исповеди и слова не можешь сказать. Вроде ничего особенного не сделал, постарался собрать себя на эту неделю от исповеди до исповеди, избежал больших грехов. И нет покаяния в душе, и прощение тогда просишь формально. Но внутри при этом нет понимания, а за что, собственно, прошу меня простить?!

И если совместить эти два образа, возможно, мы попробуем найти ответ на вопрос, как в праведной жизни обращаться к Богу, подобно мытарю.

А что если обратиться к Богу с такими словами: «Боже, буди милостив мне грешному. Я могу больше, но ленюсь. Я веду праведный образ жизни, но не проповедую его. Я живу в семье, большая часть которой живет в грехе. Ты привел меня в этот мир, чтобы я не только спасал свою душу, но и помогал это делать другим. А я этого не делаю. Я только о себе думаю. Да, я понимаю, что по своим человеческим силам я не могу сделать много, но не испрашиваю сил у Тебя. Мне боязно, я страшусь брать на себя ответственность».

Можно ли представить, что родители будут кичиться, что сами они ведут правильный образ жизни, а их дети  — нет. Мама и папа будут ощущать себя виновными, если их праведность не перешла в достоинство детей.

Грех в том, что человек предназначен для большего, но не делает этого. Он останавливается, малодушествует в своём совершенствовании.

И взирая на эти два образа, возможно, мы может найти ту золотую середину,  которой мы оправдаемся перед Богом. Оправдаемся тем, что придя в храм, ведя праведный образ жизни, у нас будет смирение мытаря. И тогда мы сможем найти благоволение в очах Божьих. Аминь!