2 февраля 2020 года, то есть в последнее воскресенье перед подготовкой к Великому посту, начинается Неделя о Закхее. Со следующего воскресенья в богослужении начинают использовать Постную Триодь.

На Литургии читаются строки из Евангелия от Луки (глава 19)

1 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. 2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, 3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, 4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. 5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. 6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью. 7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; 8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. 9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, 10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. 

ПРОПОВЕДЬ ПРОТОИЕРЕЯ АНДРЕЯ БОНДАРЕНКО

История хорошо известна всем, кто давно в Церкви. Некий мытарь, то есть сборщик налогов, да еще и в пользу государства-узурпатора,  человек небольшого роста в городе Иерихоне, который считался городом недуховности, решает увидеть Христа. Закхей хочет увидеть Чудотворца, Который проповедует Царство Божье, исцеляет больных.

При всей внешней упорядоченности жизни мытаря, в душе его, видимо, был ад. Со стороны, если посмотреть, всё у мытаря было. Может быть, его и презирали люди, но точно об этом не говорили, и ему своего презрения не показывали.

Мытарь не смог приблизиться к Спасителю. Он мог уйти, пообещав прийти в следующий раз. Но он, имеющий вес в обществе, выставляет себя посмешищем. Он, как маленький ребенок, не стесняясь толпы людей, взбирается на дерево. Если бы сейчас какой-то важный чиновник поступил так же, мы бы усомнились в адекватности его ума. Люди получили возможность посмеяться над тем, кого они презирали. Но именно поведение Закхея обратило на себя внимание Христа. Господь обращается к мытарю, повергая в шок окружающих, и сообщает, что собирается в гости к Закхею. Недоумение народа естественно, ведь он человек, который обирает людей, поступает несправедливо. А Господь -Учитель правды, Учитель закона. Что делает в этой ситуации Закхей? Он обещает отдать половину имения нищим, а кого обидел —  возвратить четвертицею. По Закону Моисея, четверица – это те средства, которые возвращаются, когда человека обокрали. И значит, мытарь признается, что поступал несправедливо. Господь отвечает: «Днесь спасение дому сему бысть, ибо Сын Человеческий пришел взыскати и спасти погибших».

Что нового в этой давно известной истории? Подчас человек, находясь в Церкви, пребывает во множестве скорбей. Иногда только человек приходит к Богу, и у него начинаются проблемы. Он задает Богу вопрос: почему так? Нарушение духовного закона  — это грех. Это не есть некое озлобление Бога на человека, который не повинуется закону. Грех – это и есть нарушение некого духовного закона. Чтобы нам всем исправить то повреждение, вернуться в нормальное течение этого мира, нужно принять этот закон и испытать все последствия этого нарушения. Закхей понимал, что дальше так жить нельзя. Внешне всё благополучно, но внутри его — ад. Он добровольно принял на себя последствия справедливого возмездия за свою неправильную жизнь.

Мы с Вами, приходя в храм, обращаемся к Господу с вопросом, почему нам так плохо, почему случаются искушения. Но, может быть, нужно обратиться с другой молитвой? Молитвой  о даровании сил, чтобы пронести тот крест справедливого воздействия за нашу неправедную жизнь?

Не будем сравнивать нашу жизнь с жизнью тех, кто не ходит в храм. Наша жизнь, наверное, гораздо более нравственная. Не об этом речь. Закон действует всегда, и мы не хотим, чтобы он действовал в жизни Вечной.

Лучше испытать возмездие за грехи сейчас, чтобы войти в Царствие Божье уже неповрежденными от того нарушения закона.

Мария Египетская, покаявшись, покинула мир и ушла в пустыню. Ей было тяжело в пустыне, ее искушал сатана. Сколько она испытала скорбей. Могла уйти из пустыни, посетовав, что избрала путь подвижничества, а столько приходится ей претерпевать. Но она обращалась к Богу с просьбой помочь ей всё вытерпеть.

И если мы, подобно Закхею, будем не просто вопрошать Бога: за что мне это, но и постараемся испросить у Бога сил, чтобы то нарушение, повреждение закона, которое в нас присутствует, Господь покрыл Своей благодатью, справедливостью и Любовью. Важно попросить сил, чтобы мы, пройдя путь Христа, пришли в Царство Божье.

Я желаю, дорогие мои, чтобы те сложные обстоятельства жизни не вызвали у нас чувства несправедливости, ощущение неблаговоления. Давайте помнить, что лучше здесь понести этот крест, зато потом будем вместе с Богом и радоваться утешению в месте радости. И увидите – Господь покроет милостью и наши болезни, и наши сложные обстоятельства, опасения и терзания.