В понедельник, 24 июня, христиане вступили в Петров пост. Он был установлен в честь апостолов Петра и Павла, которые постом и молитвою готовились к всемирной проповеди Евангелия.

В первые века христианства петровское говенье считались своего рода компенсацией для тех, кто по каким-то причинам не смог поститься перед Пасхой (например, находясь в дороге). Они вступали в воздержание по окончании праздничного ряда, то есть после Троицы.

Многие считают, что Петров пост и не пост вовсе, в изобилии фрукты и овощи, а в некоторые дни разрешено вкушение рыбы.

Хотя еще несколько сот лет назад ситуация была совсем иной: старые запасы уже закончились, до нового урожая еще месяц-другой.

Как правильно проводить пост в наши дни, когда прилавки магазинов полны, связаны ли ограничения только с пищей, и можно ли в постные дни общаться в соцсетях? На эти вопросы отвечает клирик храма протоиерей Димитрий Максимов.

Для большинства православных христиан пост – это, прежде всего, строгое ограничение в еде. Это смирение плоти ради укрепления в вере, ради стяжания Святого Духа, в чем, по словам Серафима Саровского, и состоит цель земной жизни человека. Но ведь пост это не только про мясо…

— Все верно, пост нам дается для того, чтобы мы очередной раз задумались о нашей духовной жизни. Мы должны научиться воздерживаться от праздных мыслей, праздных занятий. Много в мире соблазнов. А живем мы для того, чтобы войти в радость познания и общения с Богом, чтобы войти в вечность. А пища, в том числе, вводит нас в состояние праздности. Но важно отличать пост от диеты. В той же Индии люди в большинстве своем не вкушают пищу животного происхождения, но это же не значит, что они постятся. Пост – это борьба с нашей плотью, самая сложная для человека. И хорошо бы это время употребить для умерения наших желаний.

-Батюшка, пост же предполагает еще и гораздо более напряженную жизнь. Тем более что лето на дворе, все мы немного расслабились.

 — Во время поста мы отказываемся не только от пищи, мы должны стараться провести это время с пользой для души. Прибавить в молитве, побольше стараться делать добрых дел. Потрудиться, найти в себе талант, способствующей нашему духовному возрастанию. С грехами очень тяжело бороться, но грех можно победить добродетелью. Если мы гордые, значит нужно научиться смиряться, побольше молчать, читать молитву, это и есть пост, способный нашему духовному росту…

 — Очень часто можно услышать такое правило поста: «Ешьте всё! Не ешьте друг друга». И если вы откажетесь от осуждения, то в этом будет крыться путь к спасению. Вам кажется это указание разумным, ведь мало кому удается избежать греха осуждения?

 — В этом-то и есть суть…Господь, если вспомнить, в первую очередь, обличал фарисеев, которые жили по закону, по заповедям Моисея, ходили в храм, молились, отдавали десятину. Но Господь называл их лицемерами, внутри они были пустыми. Они не умели любить. А главная заповедь  — это научиться любить. И пост для того и нужен, чтобы учиться любить. А пост, если только соблюдать предписанные правила питания, превратится в диету, мы уподобимся фарисеям. Время поста – время размышлений над своими ошибками. Поругались с человеком – нужно помириться, усиленно за обиженного нами молиться. Сами не можем простить обиду, просить помощи Господа в этом. Во время поста нужно совместить: и пищу ограничить, и добрые дела делать. Помните же что сказано в Библии: вера без дел мертва.

 — Церковь говорит, что каждый должен взять свою меру поста. Для кого-то возможно соблюдать все требования, а кто-то по состоянию здоровья не может обходиться без молочных продуктов, например. Строгость поста нужно определять христианину самостоятельно или обращаться за благословением к священнику?

 — Если есть у христианина духовник, то лучше эти вопросы обсуждать с ним. Мы смотрим, какова вера у человека. И если начать сразу очень строго, то могут начаться такие искушения, что не справится человек. И еще хуже получится. Важно, чтобы во всем была мера, и хватило бы сил. Новоначальному нужно быть очень аккуратным в таких моментах. Все предписания к посту взяты из монастырских правил, они очень строгие. У нас приходская община, для горожан есть, конечно же, послабления. Если предписано монаху не вкушать масло, то ему и на стол его не подадут. Сухоядение среди мирян – это особая мера поста. Если у человека проблемы со здоровьем или работа тяжелая, то можно просить послабления. Без сил человек озлобляется. Любой подвиг должен приносить радость. Нельзя христианину ходить с «кислым» лицом, мечтая об окончании поста.  

Для многих не проблема не употреблять мясо или молока в постные дни, но вот проблема отказа от соцсетей становится очень актуальной. Сейчас модно писать в статусе: ушел в офлайн во время поста. Как Вам кажется, такой пост в современном мире тоже возможен?

— Христианин всегда должен жить в ограничениях, а пост должен помогать человеку исправлять свою жизнь. Мы ведь и так живем неправильно, творя свою волю, а не Божью.  И нам нужно учиться выстраивать свою жизнь, чтобы приносить пользу. Положено читать по главе Евангелия каждый день, читать Псалтырь и святых отцов, исполнять утреннее и вечернее правило. А если человек вместо этого сидит в сетях, то это неправильно. Если есть страсть к чему-либо, это уже греховное состояние. Телевизор, компьютерные игры… Пост – это время борьбы со своими страстями. И если работа человека связана с интернетом, соцсетями, это одно, а если там впустую тратится время, это грех.

Добавим, Петров пост в 2019 году заканчивается накануне дня памяти святых Петра и Павла – 11 июля.