В прошлую субботу на вечернем богослужении читался рассказ евангелиста Иоанна о том, как Мария Магдалина прибежала к Петру сообщить, что тело Учителя кто-то унес из гробницы. Петр, а с ним вместе и Иоанн, бегут к гробнице – и действительно не обнаруживают тела. После этого они идут домой.

Чтение на Всенощном бдении в нынешнюю субботу раскрывает перед нами продолжение этих событий. Мария, по всей видимости, прибежав вместе с ними (или придя позже, отдельно), никуда не ушла, но осталась чего-то ждать. Она стояла и плакала – и в какую-то минуту (не в первый раз, конечно) заглянула в гробницу. Казалось бы, что тут может быть нового? Навряд ли тело могло вновь появиться само. А если бы кто-то прошел мимо нее, она бы заметила. Но вот она заглядывает внутрь гроба – и вдруг видит двух сидящих ангелов. На их вопрос она произносит всё те же слова, с какими она прибежала к Петру утром этого дня: «унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». В этот момент что-то заставляет ее обернуться.

И здесь второй раз происходит ситуация, когда ученик не узнает Учителя (первый раз это случилось с двумя учениками, которые шли в Эммаус). Клеопа и его спутник не узнали Иисуса, несмотря на то, что шли с Ним по дороге не один час, беседовали с Ним – т.е. и видели, и слышали Его, но, несмотря на всё это, не узнавали. Почему так происходило? – евангелист дает ответ: «глаза их были удержаны, так что они не узнали Его». Ответ, конечно, не вполне исчерпывающий, но одно ясно: это было не случайно – и, вероятно, входило в намерения Христа.

Здесь же, в случае с Магдалиной, причины могли быть иными. Во-первых, она не ожидала увидеть Учителя, хотя именно для этого, должно быть, и осталась у гробницы. Кроме того, она плакала – слёзы застили ей глаза. Может быть, ей пришлось смотреть на Иисуса против солнца. Но вместе с тем очевидно, что Иисус изменился. Он был таким же – и одновременно Он был иным.

Но вот Он обращается к Марии по имени – и в этот миг она узнает Его! Однако, что же говорит ей Учитель в ответ на ее радостное восклицание «Раввуни!» и, очевидно, на попытку ухватиться за Его ноги, бросившись на землю? «Не прикасайся ко Мне!», – говорит Иисус. Можно подумать, что Он отталкивает свою преданную ученицу. Нет, конечно, это не так. «Не прикасайся ко Мне» (возможен вариант перевода «не удерживай Меня») – говоря это, Христос дает понять Марии, что Его смерть и воскресение – не просто трагическая история с неожиданно благополучным концом, после которой жизнь вновь пойдет своим чередом. Нет, теперь всё будет по-другому, и иными будут отношения Иисуса с Марией – да и со всеми людьми. «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему». Иисус должен взойти на Небо, ниспослать ученикам Духа – и вот тогда Он окончательно исполнит свою миссию, которая относится не к одним лишь апостолам и мироносицам и даже не к одному только избранному народу – но ко всей вселенной; и вот тогда возобновится Его общение с Марией, хотя оно и будет иным. А сейчас Мария не должна Его удерживать, не должна длить эту встречу – напротив, она должна бежать, чтобы возвестить братьям (заметим – братьям!) Иисуса Его слова: «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему».

Это очень важные слова, на которые мы, к сожалению, обращаем слишком мало внимания. А ведь этими словами Отцу Моему и Отцу вашему … Богу Моему и Богу вашему Христос ставит Себя на один уровень со всеми верующими, а верующих (т.е. нас) – вровень с Собой. Да, Вышний, Творец неба и земли – это наш Бог; но Иисус, будучи Сыном Божьим и Богом, называет Его и своим Богом. Да, Господь – Отец Иисуса; но Он и наш Отец. Апостолов же, а через них и всех христиан, исполняющих Его заповеди, Иисус называет братьям и друзьями (Ин 15:14).

Сегодняшнее Евангелие, таким образом, напоминает нам что все мы – братья и друзья Христовы. Наша задача – свидетельствовать об этом миру, исполняя самую важную и самую главную заповедь Христа: «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».