Осенний праздник Покрова Божией Матери стал особенно излюбленным для нашего народа, хотя возник он не на Руси, а в Константинополе, и – как бы странно это не было – возник как праздник победы Византии над нашими предками, осаждавшими тогда столичный город. Согласно преданию, в дни этой осады некоторые молящиеся в храме увидели Божию Матерь, держащую покров над городом и молящуюся об этом городе. И, как это случалось не раз в истории, местное событие, ограниченное местными обстоятельствами, как бы переросло себя, расширилось до вселенских размеров и до вселенского значения. Забылась историческая связь событий, забылись конкретные обстоятельства, но остался этот образ Матери, прикрывающей, защищающей и утешающей своих детей, попавших в беду.

Этот праздник стал сердцевиной восприятия Марии именно как Матери, которая как Мать принимает в сердце свое все наши горести, все страдания, всю безудержную боль нашего земного существования. Тебе оружие пройдет сердце, дабы открылись помышления многих сердец (Лк.2:35). Эти слова праведного старца Симеона, сказанные Ей в день, когда Она принесла Младенца во Храм, глубоко проникли в душу верующих людей. Дева Мария, принявшая всю страшную боль сострадания и жалости, когда Она стояла у креста своего Сына, – стала даром для нас – людей. В ее Образе Христос дал нам первое и самое глубокое раскрытие Его учения.

Гордыня, агрессия, жажда власти и соперничества, нежелание в хоть в чем-то уступить, где-то смириться, умолкнуть – все это царствует в нашем мире. И именно всему этому противостоит, все это обличает – одним своим присутствием – образ Девы Марии, образ Пречистой Матери, образ бесконечного смирения, но вместе с тем – силы и красоты этого смирения, образ любви – и победы этой любви.

Пречистая Матерь ничего не требует – и все получает. Ничего не добивается – и всем обладает. В образе Девы Марии все то, чего почти уже не осталось в нашем гордом и агрессивном мире: сострадание, жалость, забота и доверие; про себя она говорит: се, раба Господня (Лк.1:38), а мы называем Ее Царицей неба и земли, Владычицей и Госпожой. Дева Мария ничему не учит, ничего не доказывает – но когда мы молимся Ей – ее присутствие, свет и радость этого присутствия легко снимают с нас тяжесть наших, зачастую выдуманных и вымученных, проблем. Как если бы после длинного, мучительного, разбитого дня мы вернулись домой, и снова обрели покой, а вместе с ним – то, никакими словами не передаваемое, счастье, которое и есть единственное подлинное счастье.

Христос говорил: Ищите прежде всего Царствия Божия (Мф.6:33). Так вот, под покровом этой женщины – Девы, Матери и Заступницы – мы не умом, а сердцем чувствуем, что значит искать и найти Царство, и что значит этим Царством жить.