Святитель Иоанн Златоуст писал: «Когда весь народ и Священный Собор стоят с простертыми к небу руками и когда предлежит страшная Жертва, – как не умилостивим мы Бога, молясь за умерших?» Согласно Богослужебному Уставу, в ближайшие три субботы во всех храмам и монастырях Русской Православной Церкви будут совершаться заупокойные богослужения. В связи с этим порой возникают вопросы о причинах такого поминовения, а также о том, кого мы можем поминать в своих молитвах в эти дни. За ответами на них мы обратились к клирику храма преподобного Пимена Угрешского Николо-Угрешской духовной семинарии иерею Владимиру Алёшкову. 

 

Великим постом три недели подряд мы поминаем наших усопших. С чем связана, скажем так, такая частота? 

– Согласно Богослужебному Уставу, в будние дни Великого поста не совершается полная Литургия (за исключением праздника Благовещения Пресвятой Богородицы). Вместе с тем почившие всегда нуждаются в наших молитвах, так как самостоятельно повлиять на свое загробное состояние они не могут. Исходя из этого, Святая Церковь, в качестве некоторой компенсации отсутствия на буднях литургийного поминовения усопших, все «свободные» субботы Святой Четыредесятницы посвятила сугубой молитве за своих почивших чад. Так, для этих целей были выбраны субботние дни 2, 3 и 4-й седмиц Великого поста.

– Во многих храмах и монастырях распространена такая благочестивая традиция – поминовение мы заказываем на весь Великий пост. Но Литургия каждый день не совершается. Когда поминаются усопшие?

– За будничным великопостным богослужением полагается совершать заупокойную литию. Помимо этого, во многих храмах и монастырях есть практика чтения синодиков (помянников) вне Литургии за рядовыми церковными службами. Кто посещал Оптину пустынь или же Троице-Сергиеву лавру, мог обратить внимание на то, что за вечерним богослужением, например на всенощном бдении, ответственный за поминовение монах ходит по храму и раздает насельникам обители тетрадочки (синодики) с именами живых и усопших. И вот эти тетрадочки за службу полностью прочитываются. Великим постом мы можем наблюдать точно такую же картину. Более того, в некоторых храмах и монастырях есть возможность подать поминовение на пост, предполагающее не только поминание соответствующих имен на полной Литургии по субботним и воскресным дням, но и на рядовом великопостном богослужении в будни.

В целом же можно отметить разные формы поминовения усопших за богослужением. Во-первых, это, конечно же, их поминовение за Литургией: на проскомидии, на заупокойной ектении, а также после освящения Святых Даров. Во-вторых, это поминовение почивших на особых последованиях – панихиде и заупокойной литии. И, наконец, поминовение за рядовым богослужением посредством чтения записок и синодиков.

– Не знаю, сталкивались ли Вы с таким суеверием, я бы это так называла. Люди говорят, что если читает трудник, алтарник, кто-то еще, но не священник, значит, поминовение до Господа не доходит…

– Несостоятельность такого воззрения очевидна. Вне всякого сомнения, что искренняя и сердечная молитва любого человека доходит до Господа. Он слышит каждого, от всей души взывающего к Нему, и слезу всякого отъемлет от его лица (Ис. 25: 8). Поэтому ошибочно говорить о том, что чья-то молитва доходит до Бога, а чья-то – нет. Есть только одно обстоятельство, существенно ослабляющее силу молитвы, – это грехи самого молящегося. Неслучайно святитель Иоанн Златоуст говорил: «Послушай Бога в заповедях, чтобы он тебя услышал в молитвах».

Что же касается поминовения за богослужением, то здесь имеется некоторое различие в способах его совершения: что-то прочитывается священнослужителями, а что-то – церковнослужителями. Так, во многих храмах есть разделение подаваемых записок на заказные и простые. Из них заказные прочитываются священником с изъятием частиц на проскомидии, а простые – пономарем. Здесь отличие состоит не в качестве самого поминовения, а в форме его совершения: в первом случае оно предполагает особое священнодействие, а во втором – нет. Однако и та, и другая молитва, конечно же, принимаются Богом. 

 

– Мы будем с Вами разрушать мифы. Есть еще точка зрения о том, кого можно поминать. Кто-то говорит, что нужно поминать всех усопших родственников, вне зависимости от того, знаешь ты их или нет. Кто-то говорит, что нужно молиться сугубо о тех, кого ты знаешь, дабы не взять грехи того человека на себя. Какой позиции придерживаетесь Вы? 

– Здесь важно помнить, что каждый человек сам несет ответственность перед Богом за совершенные им грехи. Поэтому взять на себя грехи другого, совершая молитву за него, мы не можем. Таким образом, молиться за других не только можно, но и нужно, а тем паче – заповедано Самим Богом, на что неоднократно указывает нам текст Священного Писания. Вместе с тем к молитве за незнакомых нам людей надо подходить с особой осторожностью и рассуждением. Следует учитывать, что частная молитва за усопших, проводивших явно греховную жизнь, может обернуться для молящегося серьезными искушениями. И здесь необходимо объективно оценивать свои духовные силы. Если же таковой усопший был нашим близким родственником, и мы всем сердцем переживаем за его вечную участь, то, конечно, мы можем молиться за него, однако следует предварительно испросить благословение духовника. В любом случае если почивший был крещен и не отрекался от Бога, мы вполне можем подавать его имя в записках для поминовения за богослужением, уповая на милосердие Божие и на силу молитв Церкви. 

– Следующий вопрос достаточно болезненный. Поминовение усопших младенцев, которые были крещены или не были крещены. Младенцы и так безгрешны. Нужно ли их поминать?

– Что касается молитв за почивших крещенных младенцев, то здесь есть свои особенности. Примечательно, что в Церкви имеется особый чин младенческого отпевания. Он существенно отличается от отпевания взрослого человека по составу и содержанию входящих в него молитвословий. При погребении и поминовении младенцев Церковь не молится об оставлении их грехов, а только, вручая их Богу, просит Его об упокоении их в Царствии Небесном. Через поминовение усопших младенцев мы выражаем к ним нашу любовь и поддерживаем с ними таинственную духовную связь. Что же касается загробной участи некрещеных младенцев, то здесь мы оказываемся перед некой тайной. С одной стороны, в Священном Писании говорится: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3: 5). Вместе с тем мы помним и другие слова Христа: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19: 14). Наиболее точно церковное мнение по этому вопросу выражает святитель Григорий Богослов, который в своем «Слове на святое Крещение» писал о тех, кто «не имеют возможности… принять дара (крещения), или, может быть, по малолетству, или по какому-то совершенно не зависящему от них стечению обстоятельств, по которому не сподобляются благодати, хотя бы сами того и желали… (они) не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны; потому что хотя незапечатлены (крещением), однако же и не худы и больше сами потерпели, нежели сделали вреда». Исходя из этого, святитель Григорий предполагал, что младенцы находятся в каком-то третьем, неопределенном состоянии, которое отлично как от состояния осуждения, так и от состояния прославления. Догматически точно этот вопрос не решен, тем не менее Церковь не разделяет крайних мнений о том, что некрещеные младенцы неизбежно направляются в ад.

– Но мы можем поминать некрещенных младенцев и просить, чтобы Господь их упокоил? 

– Мы можем их поминать в келейной молитве. Их литургическое поминовение невозможно уже потому, что оно связано с погружением частиц в Животворящую Кровь Христову. Здесь совершается молитва о тех, кто был членом Церкви Христовой, не только принял Святое Крещение, но и причащался Святых Христовых Таин.

– Мы поминаем наших сродников, которые не были крещены или были крещены в другой вере, в домашних молитвах, но Церковь раз в году поминает их соборно, в храме.

– На вечерне в день Пятидесятницы читаются особые коленопреклоненные молитвы, в которых содержатся прошения и об усопших. Церковь в этот день, памятуя о милостях Божиих и излиянных благодатных дарах Святого Духа, дерзает молиться и «о иже в аде держимых». Однако здесь речь идет о тех христианах, тяжкие грехи которых стали причиной их трагической загробной участи. Здесь нет поминовения усопших некрещенных лиц.  

– Вопрос, довольно часто встречающийся сейчас. Люди иногда привязываются к животным сильнее, чем к людям. И когда кошки или собаки умирают, то они иногда просят священников помолиться за них. Как священник реагирует на такие просьбы? 

– В таком случае священник объясняет просящему суть церковных заупокойных молитв. Совершая поминовение усопшего человека, Церковь молится о спасении его бессмертной души и о прощении его грехов. Что же касается животных, то применительно к ним говорить о спасении и грехах более чем некорректно. Поэтому молиться об умерших животных не следует. 

Важно отметить, что на страницах Священного Писания ничего не сказано о загробной участи представителей животного мира, потому что задача библейского текста – изобразить путь спасения для человека. Вместе с тем Церковь напрямую не отрицает причастность и всего животного мира к славе будущего Царствия Божия, т. к. в первом Раю, из которого был изгнан Адам, были и животные. В житии блаженного Андрея, Христа ради юродивого, повествуется о том, как святой был восхищен в райские обители и среди прочего видел там и представителей животного мира. Здесь мы снова сталкиваемся с некой тайной, о которой пока мы можем говорить только на уровне богословских мнений.