Еще со времен святых апостолов и первых христианских общин неотъемлемой частью христианского богослужения было чтение Священного Писания. В первые десятилетия после Воскресения Христова и сошествия Святого Духа на апостолов. На каждой Божественной Литургии мы слышим отрывки из Евангелия, Деяний апостолов или апостольских посланий, подобно древним христианам – это еще одна из множества нитей, которые сквозь века и тысячелетия связывают всех верующих в исповедании христианской веры.

Видите, как много написал я вам своею рукою. Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов,  ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.  А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию. Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь. (Гал., 215 зач., VI, 11-18).

Сегодня за воскресной Литургией мы слышали послание апостола Павла к Галатам. Их предками были западноевропейские племена кельтов и галлов (отсюда и наименование – галаты), которые в 4 веке до Рождества Христова начали движение с севера на восток, а уже в 3 веке добрались до самой Греции. Постепенно, эти варварские племена, промышлявшие войной и грабежом, усмирились, столкнувшись с военной машиной Римской империи, и мирно осели в самом центре Малой Азии, в том месте, где сейчас находится турецкий город Анкара. Область их нового обитания стала римской провинцией, а сами галлы постепенно ассимилировались, впитали греко-римскую культуру, и стали частью Римской Империи. А потом к ним пришел апостол Павел.

Это произошло во время его второго миссионерского путешествия. Галаты оказались пламенными учениками, и приняли христианское благовестие с восторгом и преданностью, а самого Павла полюбили так, что, как он сам пишет, «готовы были очи свои исторгнуть и отдать ему, если бы могли» (Гал. 4:14-15). Галаты так усердно слушали Павла, что он основал в их городе общину, и оставил многих учеников (очевидно, самых усердных галатов), для руководства этой общиной. После успешного завершения своей миссии, оправившись от болезни, Павел продолжил путешествие.

Но после его ухода развитие общины пошло не по плану – в ситуацию вмешались христиане, которые ранее были иудеями. Как мы помним из книги Деяний, на заре апостольской проповеди остро стал вопрос о том, можно ли проповедовать язычникам, и, если да – то нужно ли им соблюдать ветхозаветный Закон. Первый вопрос был решен на апостольском соборе – язычникам можно и нужно проповедовать Христа. Но со вторым было неясно. Христиане, которые раньше были иудеями, недоумевали – почему язычники, которые ни Закона не соблюдали, ни обрезания не принимали – сподобились благодати, а они – бывшие иудеи – продолжают руководствоваться ветхозаветными правилами? Некоторые из них прислушались к апостолам, которые говорили, что Новозаветное благовестие освобождает всех от Закона, и приняли это. Но некоторые ревнители были несогласны.

И именно такие ревнители оказались в общине галатов. После ухода апостола Павла они начали убеждать галатов, бывших язычников, в том, что христианство, проповеданное Павлом – это вовсе не новая вера, а только продолжение и развитие Ветхозаветной веры и посему всем необходимо принять и соблюдать закон Моисея, в том числе обрезание. И вообще, сам Павел, говорили они, лично Христа не видел, и со Христом не ходил, чтобы безоговорочно ему – Павлу – доверять.

Галаты были смущены, а некоторые, как сказал сам апостол Павел, и вовсе «перешли к иному благовествованию», т.е. согласились с доводами иудействующих. Весть о волнениях в общине настигла Павла в городе Ефес, куда он отправился сразу после того, как покинул Галатию. Апостол был глубоко поражен и огорчен легкомыслием и безрассудством галатов, которые так быстро уклонились от благовествования.

Таковы предпосылки и причины возникновения послания к Галатам. По своему характеру это письмо яркое, по нему видно всю душевную боль и переживание апостола Павла за общину, но также видно огненную энергию Павлова характера, с которой он обличает заблуждение галатов и увещевает их строго хранить только то учение, которое звучало из его собственных уст, говоря в послании, что: «если бы даже мы сами (имея ввиду себя и своих спутников) или ангел с неба стали возвещать вам не то Благовествование, что мы возвещали вам сначала, то пусть такие вестники будут навеки прокляты!».

Поскольку люди, смутившие галатов, старались бросить тень и на самого апостола Павла, то в самом начале своего послания он напоминает о своем апостольском достоинстве, которое было принято им не от людей, и от самого Христа. В подтверждение этого он рассказывает историю своего обращения ко Христу – от гонителя христианства до пламенного проповедника. И далее в послании он еще и еще раз напоминает о своей первой проповеди среди галатов, подтверждая истинность своего учения примерами из Ветхого Завета, указывая, к примеру, что Авраам оправдался не делами закона, не исполнением обрядов, но своей верой и доверием Богу.

В самом конце послания есть примечательный момент, и мы сегодня слышали его в самом начале чтения. Там такие слова: «Видите, как много написал я вам своею рукою». Есть еще более точный перевод: «Взгляните на эти большие буквы. Теперь я пишу вам своей собственной рукой».

Почему апостол Павел делает такой акцент на этом? Дело в том, что у Павла были проблемы со зрением. Он сам намекает на это в послании к Коринфянам, говоря «дано мне жало в плоть, чтобы я не превозносился». Может быть, это было врожденное заболевание глаз, а может – последствия ослепившего его света по дороге в Дамаск, куда он, еще будучи гонителем, отправился арестовывать христиан, а прибыл в город уже последователем Христа. В любом случае очевидно то, что Павел плохо видел. Все свои послания он записывал с помощью секретарей, которым диктовал тексты. Один из таких секретарей даже подписался в конце послания к Римлянам: «Приветствую вас в Господе и я, Терций, писавший сие послание».

Но в послании к Галатам Павел пишет окончание собственноручно. Этим он подтверждает перед Галатами то, что все написанное выше действительно принадлежит ему – Павлу, а не какому-то самозванцу. А также показывает степень своего переживания о них, ведь для Павла писать самостоятельно – сложная и трудная задача, и писать ему приходится, как он сам сказал, «большими буквами». Но ради блага самих галатов, апостол Павел превозмогает свою немощь.

Вот, братья и сестры, что можно кратко сказать о послании апостола Павла к Галатам. Да, оно было написано конкретным людям с конкретной целью. Но его польза для православных христиан (не только его, но и вообще всех апостольских посланий) актуальна с древних времен и по сей день. Но действенность этой пользы будет только в том случае, если мы не забываем регулярно читать Священное Писание.