27 марта — день празднования Феодоровской иконы Божией Матери. 

В Спасском храме, в южной (левой) части иконостаса располагается Феодоровская икона Божией Матери. Этой иконе посвящен и малый храм, где сейчас совершаются богослужения.

У каждой иконы Богородицы есть своя история, свое название. Удивительно, как многое пересекается в истории иконы «Феодоровская»: здесь и имя Феодора Стратилата, и Параскевы, и князя Александра Невского, с этой иконой связано и начало новой династии русских царей — Романовых.

По преданию икона эта была написана евангелистом Лукой, неизвестно, как она попала в маленький город Городец, куда восходят первые упоминания об иконе. Однако в 1239 году Городец был сожжен монголо-татарами, а образ исчез, но вскоре был найден младшим братом Александра Невского князем Василием Костромским. Об этом мы слышим в акафисте Феодоровской Божией Матери, который читается на вечерней службе в воскресенье в нашем храме.

Преследуя на охоте зверя, князь случайно увидел на сосне икону. Он попытался снять ее, но она поднялась на воздух. В это же самое время в Костроме многие жители видели, как какой-то воин прошел по городу, пронося в руках икону. Этот воин был похож на изображение святого великомученика Феодора Стратилата, в честь которого был построен собор в Костроме.

Вернувшись в город, князь в волнении рассказал о случившемся духовенству. Придя на указанное князем место, священники и народ увидели образ Богоматери, пали на колени и долго молились. Сняв икону с дерева, ее поместили в соборный храм города Костромы, а икону назвали Феодоровской, памятуя о явлении Феодора Стратилата с иконой, который потом не раз являлся русским воинам на поле битвы.

Тогда же же в 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына — благоверного великого князя Александра Невского — на брак с Александрой, дочерью полоцкого царя князя Брячислава. И здесь мы раскрывается еще одна особенность  старинной иконы Феодоровской Божией Матери: на оборотной ее стороне находится изображение святой мученицы Параскевы (Пятницы), считавшейся на Руси покровительницей свадеб и невест.

Одно из значимых в истории нашей страны событий также связано с именем Феодоровской иконы — избрание на царство в 1613 году Михаила Федоровича Романова. В Троицком соборе Ипатьевского монастыря посольство Земского собора долго уговаривало Михаила Федоровича и его мать, инокиню Марфу, принять избрание. На все мольбы они оставались непреклонны. Только речь Феодорита, архиепископа Рязанского, уповающего на помощь Пресвятой Богородицы, склонила Марфу к согласию благословить своего сына на царство. Она упала пред Феодоровской иконой и сказала: «Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истинный, на благо Себе и Отечеству!» С этого времени образ Феодоровской Божьей Матери особенно почитался всеми представителями Царственного дома Романовых. Многие российские царицы и княгини неправославного происхождени (например последняя императрица – Александра Федоровна) получали свое отчество в честь фамильной иконы. 

Существует несколько списков с иконы «Феодоровская», первый из них был сделан инокиней Марфой, который она привезла с собой в Москву, и наша икона, не ее список, но мы молимся пред нашей иконой, уповая на помощь Царицы Небесной, помня о том, что Феодоровская икона Божией Матери почитается с давних времен как покровительница невест, семейного благополучия, рождения детей у бездетных пар, помогающая в трудных родах.

И сейчас мы просим в Ее храме о прощении своих грехов Ее Божественного Сына и о Ее заступничестве  в  нашей непростой жизни.

Диакон Александр Шинкарев