Преображение Господне отмечают 19 августа все православные христиане.
Трое ближайших учеников Христа — Петр, Иаков и Иоанн — по пути в Галилею поднялись вместе с ним на гору для совместной молитвы. Там они смогли увидеть Преображение Иисуса, который предстал перед апостолами в божественном облике, светлых одеждах, окруженный сиянием. Иисус запретил апостолам рассказывать об увиденном до дня своего Воскрешения.
В этот день освящают фрукты нового урожая. В Греции, Израиле, на Кипре прихожане несут в храмы виноград, из которого потом делают вино для причастия. В России виноград заменили на яблоки, доступные во всех уголках страны.
Примечательно, что по древней традиции, на Руси не ели яблок до Преображения. Сначала нужно было их освятить и поблагодарить Бога за созревшие плоды.
Впрочем, в этом празднике чин освящения фруктов точно не стоит на первом месте.
«Спас — это Спаситель. И он не может быть фруктовым или злаковым», — объясняет смысл праздника митрополит Запорожский и Мелитопольский УПЦ МП Лука —
«Современный человек привык ассоциировать церковные праздники со своими приземленными представлениями о них. Глубина и смысл не так уж нужны и важны, а вот то, что можно пощупать, потрогать и скушать, это интересно и привлекает человека. Люди связывают христианские праздники с глубоким духовным смыслом, в большинстве своем не понимая и не желая узнать их смысл. Спас — не название дня недели, это Христос, и Он не может быть медовым, яблочным или ореховым. Он может быть «Сладчайшим» для души человеческой, как Его зовет церковная поэзия, но не фруктовым или злаковым».
Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа! Дорогие братья и сестры, сегодня Православная Церковь чествует особый двунадесятый праздник — Преображение Господне.
Господь берет с собой на гору Фавор только троих самых близких и верных учеников: Петра, Иоанна и Иакова. Почему? Эти ученики олицетворяли собой веру, любовь и праведность.
С этого момента Господь начинает свой Крестный путь в Иерусалим, на страдания. И чтобы ученики не утратили веры в Господа, Господь показал им свою Божественную славу.
Господь всегда был в Божественной славе и сиянии, но грешное человеческое существо было не способно этого увидеть. И Господь даёт самым подготовленным к видению Божественной славы людям увидеть этот Божественный свет.
Всем нам дана как возможность преобразиться, так и возможность увидеть свет Божественной славы — не будем забывать, что мы созданы по Образу и подобию Божьему, а Господь Иисус Христос, помимо Божественной, имеет в себе и человеческую природу. Через благодать, исходящую от Бога, просвещается и все то, что им было когда-либо создано. Как мы видим в Евангельском чтении, свет исходил даже от Его одежды.
Вообще, все, что нас окружает, призвано быть вместилищем Божественной благодати и Его света.
Например, мы приносим в этот день освящать яблоки и прочие плоды, мы в храме освящаем воду, хлеба, совершаем таинство Евхаристии, в котором хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христовы — все это начало преображения земной материи в иную сущность через нашу веру.
Можем и мы с вами преобразиться! Нужно для этого только очистить свои душу и сердце и открыть их для Бога. Достичь этого мы с вами можем, живя жизнью Церкви, регулярно причащаясь, исповедуясь и внимательно относясь к своей жизни, сверяя её с Евангелием.
Дай Бог и нам, братья и сестры, взирая на Божественный фаворский свет преобразиться и войти в Царство Небесное. Аминь!