Недeля о слепом  — шестая Неделя (воскресение) по Пасхе в Православной Церкви. Название воскресения происходит по причине того, что в этот день на Литургии читается Евангелие от Иоанна, 34-е  зачало, о чуде исцеления  Иисусом Христом слепорожденного человека, глаза которого Спаситель помазал брением от Своего плюновения, а затем отправил умыться слепого в купели Силоама, после чего слепой от рождения к всеобщему удивлению стал зрячим. 

ПРОПОВЕДЬ НАСТОЯТЕЛЯ СПАССКОГО ПРИХОДА ПРОТОИЕРЕЯ АНДРЕЯ БОНДАРЕНКО

Сегодня мы слышали Евангелие об исцелении слепого. Мы часто говорим о том, что Евангелие  — это послание сквозь время и не имеет исторической привязки. Рассматривая каждый отрывок Священного Писания, мы проецируем его на нашу жизнь. И от того, насколько мы с вами сможем проникнуться этими словами, вместить то послание Христа к нам, современным людям, мы сможем понять, о чем говорит Господь в своем учении о взаимоотношении Бога и человека.

Эпизод об исцелении слепорожденного – человека, который НИКОГДА (!) не видел свет. У него нет представления, что есть видимый мир. Нам сложно это представить, мы можем только догадываться, когда нет образов видимого мира. Христос часто прибегает к органам чувств человека, чтобы показать наглядно, что они являются ключиками в душу человека. Сегодня мы говорим о глазах. Сегодняшний отрывок завершается диалогом Христа с иудеями.  Он говорит, что пришел в мир, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Иудеи вопрошают: слепы ли они. Они получают  такой ответ, что если были бы слепы, то не было бы греха. А раз иудеи видят, потому и грех в мире есть.

Кто такие иудеи? Иудеи – это вопрос мира к учению Христа. Это не часть населения, которая в силу своих этнических и религиозных принадлежностей сопротивлялась учению Христа. Это  — вопрос мира к Богу. И часто через этих иудеев эти вопросы задаются нами Христу и через них Господь нам отвечает.

Есть слова Спасителя: «Будьте как дети, ибо таковых есть Царствие Небесное». Почему именно дети являются наследниками Царствия Божия? Лично я, наблюдая за детьми, нашел такой ответ. Дети радуются жизни, у них естественная, заложенная изначально любовь к жизни, каждый день их бытия – это день радости. В детстве день длился так долго, что казался бесконечным, тогда хотелось просыпаться и жить. Но мы утрачиваем постепенно это чувство. Мы взрослеем, разум взрослеет, мы понимаем, что мир не так прост, нужно принимать на себя ответственность.

Детям сложнее объяснить Евангелие, потому Евангелие – это послание к сложившемуся разуму человека. Это то, что нам дает возможность сохранить это детское восприятие жизни. Тот слепорожденный человек никогда не видел… И вот приходит Христос и именно его исцеляет, чтобы показать, что происходит в жизни человека, когда у него открываются глаза, имея при это взрослое восприятие мира.

Человек открыл глаза и увидел мир, и вдруг подходит группа людей, выпытывая у него про его чудесное исцеление. А человеку в этот момент очень хочется поделиться радостью. А ему отвечают, что тот человек нарушил правила, что исцелил в субботу, то есть в день покоя, и он – грешник. На слепорожденного это все обрушилось. Но могут ли какие-то ограничения затмить радость от того, что он теперь видит. Человек нечто новое для себя открыл, он увидел, насколько мир прекрасен. Он еще не знает, что мир имеет видимые повреждения.

Слова Господа: «Я есть свет миру» обращены к тому, что без Христа мы не способны увидеть мир так, как видит его ребенок. Во многом к нам с вами, тем, кто просвещен эти Евангельским учением, обращено это послание. Если мы потеряли радость от соприкосновения со Христом, значит что-то пошло не так. И значит нужно искать, нужно говорить Господу, что мы без него слепы.

Пока каждый не скажет: «Мне нужен Христос», потому что я хочу любить мир так же, как я любил его в детстве, хочу любить жизнь. И страшно попасть в иную жизнь, где нет Божьей Любви, потому что Царствие Божие основано на любви к жизни. Если мы здесь не научимся любить, то мы не сможем жить там. Поэтому нам здесь нужен Христос. Нам нужен Свет Его любви на всё, что окружает нас.

Сегодня мы вспоминаем учителей словенских, равноапостольных Кирилла и Мефодия. Их миссия была в донесении прогрессивного знания до наших потомков. Это азбука и те знания, которые были накоплены. Это к вопросу, может ли быть прогресс спасительным. Может. Для этого человечество и находится в этом земном бытии, чтобы двигаться вперед, осваивать Землю. Нам дан Образ Божий, чтобы, применяя ту Божественную мудрость, охранять и заботиться о нашей земле. Принесенный прогресс этими святыми на нашу землю дал нам соприкоснуться и с Евангельским словом, и всем тем, чем была богата греческая культура и византийская империя. Но именно с теми, которые освящены Божественным присутствием. Нам не нужно бояться прогресса, существующие технологии это не предвестник Апокалипсиса, конца света. Если прогресс освящается Богом, прогресс несет в себе заботу, способность делать доброе дело в масштабе, сгладить повреждения здоровья, то это правильный прогресс, Господь это освящает.

Последние времена наступят не от прогресса, а когда в нем не будет Бога. А вот, чтобы он там был, мы и должны трудиться. Это наша христианская обязанность  — внести в этот процесс христианство. Апостольское призвание у каждого из нас с вами.  

Благодарю всех за молитву, за то, что ваша молитва дает нам силу. Тот самый прогресс дал нам возможность быть вместе, и мы смогли противостоять сложившимся обстоятельствам, смогли вместе помолиться. И этим самым мы внесли в это прогресс христианское начало. Уверен, что очень скоро мы с вами можем молиться в храме и благодарить Бога, но пока – так. Не знаю, как долго это продлится. У меня нет ответа на этот вопрос. Есть только ответ на вопрос: что нужно делать сейчас. То, что мы делали обычно. Быть христианами, исполнять назначение христианской жизни, сохранять любовь к этой жизни, несмотря ни на какие обстоятельства. Мы вернемся в храм. Потому что любим нашего Бога, мы в Нем нуждаемся, Бог – нас Спаситель, без которого мы не можем. Аминь. Христос Воскресе!