Субботний вечер. Всенощное бдение. Служит Иерей Димитрий Карпов. У свечного ящика батюшку дожидается молодой отец – у него двойня, один малыш родился весом 500 граммов, другой -700 граммов. Хочет срочно покрестить — малыши в реанимации.

Духовные чада отца Димитрия, человек 10 – 15, дожидаются его на исповедь после службы. Батюшка терпеливо выслушивает каждого, дает совет, накрывает епитрахилью.

Заходит в алтарь, берет всё необходимое для таинства Крещения, буквально бегом мчится в реанимацию. Медленно ходить отец Димитрий, наверное, не умеет.

На часах половина девятого. Храм давно опустел. Я терпеливо жду, когда у батюшки будет время, чтобы рассказать о себе, о своем пути к священству…Он обещал.

ПЕРВЫЕ ШАГИ

 Я родился в верующей, но невоцерковленной семье. В Бога родители верили, но в храм не ходили. Моя мама родом из Краснодарского края, и меня, а также всех моих двоюродных братьев и сестер (а мама из многодетной семьи) отправляли на лето к бабушке и бабушкиной тете, которую мы называли прабабушкой. Вот она была очень верующим человеком, никогда не выходила замуж, и в атеистические, советские времена шила облачение для священников. И сколько я себя помню, прабабушка всегда молилась, читала Евангелие и Псалтирь. Ходила в храм и нас водила на службы, давала просфорки, святую воду. Именно она, по сути, воспитывала нас духовно. Тогда, конечно, я ничего не понимал. Но не зря говорят, что посеянные семена обязательно дают плоды. И вот в момент, когда стал ходить в храм самостоятельно, по своей уже воле, вспомнились те самые прабабушкины уроки.

Митрополит Антоний Сурожский, делясь своим опытом встречи с Богом, рассказывал, что он понял, что Бог есть и Он стоит прямо здесь, в его комнате в эту самую минуту, когда он читал Священное Писание. У меня был очень похожий опыт. Как-то нашел дома Евангелие — других религиозных книг у нас не было — открыл и стал читать. Оторваться уже не смог. Мне всё время хотелось молиться. Решил пойти в храм. Прочитал в расписании «Всенощное бдение». Подумал, что, наверное, идти служба будет всю ночь. Пришел, естественно, к закрытым дверям. А утром попал на Рождественскую службу. Ни слов священника не разбирал, ни того, что пел клирос, но так хорошо мне там было! И при каждой возможности шел в церковь, стал учиться в Воскресной школе. Батюшка меня заметил и взял в алтарь.

Надо сказать, что родители лояльно относились к моему выбору, более того вместе со мной в храм стала ходить и моя мама.

К тому моменту я оканчивал школу, хотел поступать в питерскую Военно-морскую академию. Уже готовил документы, проходил комиссию в военкомате. Нужно было только взять билет и ехать в Санкт-Петербург. Но понял, что хочу учиться там, где можно будет молиться, посещать храм, но вряд ли это мне удастся в академии. Так решил поступать в семинарию. 

СЕМИНАРИЯ

Мечта, однако, сбылась не сразу. Для поступления в семинарию, помимо знаний, нужна рекомендация архиерея, а где мне её было взять? Стал искать другие варианты. Выбор пал на Свято-Тихоновский институт, куда принимали с рекомендацией приходского священника, духовника. Выбрал для себя богословский факультет. Такая насыщенная программа была, языков столько изучали! Много дополнительных предметов, которые отнимали силы и время. Год проучился, но вскоре сильно заболел. Очень боялся не сдать сессию. Взял один академический отпуск, а через какое-то время и второй.

Ездить было тяжело. Я живу в Истринском районе, в Павловской слободе, а занятия проходили по утрам на Николокузнецкой улице возле метро «Третьяковская», а вечером — в здании МГУ на Воробьевых горах. В итоге, когда семинары заканчивались, уходила последняя электричка домой. На 2-м курсе узнал от товарища, что открывается Николо-Перервинская духовная семинария. Там же студенты и жили, так что ездить каждый день по 4 часа мне было не надо. Решил поступать туда. Там мне понравилось. И учеба, и духовное послушание – всё успевали. К тому же в Перерве я познакомился с моей будущей матушкой, она пела на клиросе. Но женился я уже после окончания семинарии в 2002 году.

ХИРОТОНИЯ

От хиротонии я поначалу «бегал», до сих пор понять почему, не могу. Может, искушение какое было. После окончания семинарии устроился на работу, хотел получить опыт. Сначала пришел в депо, а там на меня странно посмотрели, мол, ничего лучше не нашел?! Потом маминым знакомым нужны были люди на предприятие по обжарке кофе. Устроился туда, даже предлагали повышение. Но однажды мне позвонил владыка Арсений, сейчас он митрополит Липецкий, сказал собирать документы для рукоположения. А я морально не был готов. Поехал к духовнику подмосковного духовенства отцу Валериану Кречетову, очень опытному и мудрому наставнику. И по его советам решился стать священником.

 

ХРАМ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА

Во время учебы я помогал в храме рядом с моим домом, и конечно, мне было удобно служить там, в Павловской слободе. Но штат был заполнен и духовенство не требовалось. И вот вызвали меня на Епархиальный совет, на котором решалось, кто и где будет служить. И в состав этого совета входил наш прежний настоятель протоиерей Александр Дасаев. Он меня и позвал к себе. Я засомневался сначала – ездить далеко, машины не было. А так получалось, что нужно было и на электричке ехать, потом на метро, это минимум 2 часа в дороге, не считая времени на ожидание транспорта. Такое, увы, случалось нередко.

Но предложение отца Александра принял. И жизнь моя в постоянной дороге продолжилась. Но поначалу было чуть проще, службы были не каждый день. А сейчас я частенько на ночь в храме остаюсь. 

ПЕРВАЯ ЛИТУРГИЯ

Я помню свои чувства перед рукоположением. Многие батюшки рассказывали, что такое борение происходит в человеке, ведь ты понимаешь, что твоя прежняя жизнь заканчивается. Назад пути нет. Кого-то трясти начинает. Признаюсь, что страшно было и мне. И этот страх очень хорошо на фотографии запечатлелся. После хиротонии полагается сняться на документы. И выражение у меня лица там такое подавленное. Но время шло, приходил опыт, и постепенно я не только осознал, что меня началась другая жизнь, но искренне полюбил её.

После рукоположения священника отправляют на практику в крупнейшие храмы Москвы, в том числе храм Христа Спасителя, Елоховский собор, чтобы он усвоил манеру правильного служения. Свою первую Литургию я совершил в Елоховском. Как описать свои ощущения. Если одним словом, то — трепет

ИСПОВЕДЬ И ОТПЕВАНИЯ

Соглашусь, что самое прекрасное в служении священника – это Божественная литургия, самое тяжелое — это исповедь. Наиважнейшее в этом Таинстве – это сопереживание, соучастие. Конечно, пропускаю все сказанное на исповеди через сердце, иначе это неискренне. Помогает, конечно, Господь. Опираться всегда и во всем нужно на помощь Божью. Еще важно помнить свои грехи, и много можно почерпнуть у искреннее кающегося. Его желание стать лучше, чище и ближе к Богу, может послужить хорошим примером и для меня лично.

Часто человек, стоя перед аналоем, ожидает какого-то совета, и всегда опасаешься что-то сказать неверно. Одно дело, когда ты готовишься к проповеди, ты знаешь тему, можешь использовать множество источников, есть литература, которая может помочь. А на исповеди ты не можешь предугадать, о чем придется говорить.

Похожие чувства испытываю и во время отпеваний. Нужно утешить плачущих родственников, при этом не обидеть. Всегда хочется подобрать такие слова, чтобы зацепить человека, чтобы он пришел в храм еще не раз. Увы, очень часто отпевание становится тем самым единственным разом, когда человек заходит в церковь.

ПРИХОД И ПРИХОЖАНЕ

И я очень рад, что люди идут за советом, им важно получить благословение на то или иное дело. Это для меня, как для священника, очень большое утешение. Если кого-то удается привести в храм, затронуть сердце. Мне важно ощущать отклик, и если он есть — это радость.

Матушка, конечно, очень устает, когда на её попечении остаются семеро детей. Спасибо нашему нынешнему настоятелю отцу Андрею, который выделил пару кроватей в доме причта, двух старших сыновей часто беру с собой в храм. Хотя сейчас уже это реже получается, потому что самый старший сын учится уже в колледже учатся, им бы выспаться в воскресенье, а приходится их совсем рано поднимать, мы выезжаем до 6 утра, чтобы успеть на службу.  

Как воспитать детей в православии и не перегнуть палку? Стараюсь не давить…. Иногда матушка начинает младших собирать на службу, чтобы старших не задерживать, приходишь к ним в комнату, а они спят. Начинаю им объяснять, что нехорошо опаздывать, нехорошо заставлять всех ждать. Но стараюсь не ругать сильно, потому что во всем нужно знать меру. Они же дети. Ласки и строгости должно быть в нужном количестве.

ЧУДЕСА БОЖЬИ

Наш храм при больнице, и часто могу видеть, как Господь промышляет о каждом из нас. Апостолу Павлу принадлежит такие слова: «Господь, кого предуведит, того и предуставит». Он по своему всеведению знает, откликнется человек или нет на Его призыв.

Однажды ко мне обратилась женщина с просьбой причастить её маму. Та уже впала в кому, у нее была последняя стадия рака. Врачи были уверены, что в сознание она уже не вернется. Дочь попросила хотя бы пособоровать. Но я, отправляясь в больницу, взял всё-таки Святые Дары. Начал над больной читать молитвы. И уже под конец всё-таки спросил, не хочет ли она причаститься. И вдруг женщина, лежавшая без сознания, в возвращение в разум которой не верили медики, открывает глаза и отвечает: «Хочу!»

Отец Алексий Батаногов, много лет прослуживший в нашем храме, рассказывал тоже очень поучительную историю. Родственники пригласили пособоровать и причастить старушку. Та была без сознания. Когда отец Алексий пришел, начал задавать вопросы семье, а верила ли бабуля в Бога, не хулила ли Церковь, к своему ужасу услышал, что была она неверущей, Господа ругала. Ни о каком соборовании, естественно, речи быть не могло. Согласился только перекрестить старушку «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа»…А на следующий день она пришла в себя, позвала батюшку сама, покаялась. И еще год прожила, регулярно каялась, причащалась и отошла ко Господу уже совсем другим человеком.

Нужно помнить всегда, что «ключи смерти в руке Господне». Бог пытается нам помочь, и зная, что человек не верит искренне, часто не дает нам во грех причаститься.

И такие случаи были в моей практике. Опять-таки дочь позвала к маме для Причастия. А мама меня даже на порог своей квартиры не пустила. А почему? Потому что она была не готова. Полезно причащаться, делая это с покаянием и осознанием, что человек принимает Христа.

Меня поразило, как перед смертью каялся в своих грехах один мужчина, хотя всю жизнь прожил без веры. И видно было, как человек меняется на глазах. Он так настроил сердце, что готов был принять Бога раз и навсегда. Кто-то к этому идет годами, а кто-то это расстояние покрывает за минуты. Благодать человека коснулась. Потрясают такие эпизоды. Это – настоящее чудо.

Да, в моей жизни были борения, искушения, но я никогда в жизни не пожалел, что стал священником…Это большое счастье служить Господу. 

На часах начало одиннадцатого. Несколько раз батюшку зовут ужинать. Он не хочет прерывать беседу. Завтра отцу Димитрию надо служить раннюю Литургию. Он успокаивает, мол, сыт, и время выспаться еще много.

Отпускаю батюшку, благодарю его и Господа, что послал нам такого любящего пастыря.