Наша жизнь во Христе, наша жизнь с Богом начинается с Крещения. Это таинство духовного рождения. Все мы когда-то родились от земных родителей. Но Христос говорит: надлежит вам родиться свыше. Свыше – значит от Неба, от Бога. Как часто молодые родители приносят младенца креститься, не понимая, что стоит за этим таинством, насколько ко многому оно обязывает. На вопрос, зачем семья несет малыша в храм, отвечают: так положено. Мы-русские люди, а значит должны принять православие. Огласительные беседы многие воспринимают как некий допуск к крещению. А с каким трудом приходится учить будущим крестным родителям «Символ веры»!  Сколько усилий прикладывают катехизаторы, чтобы достучаться до сердец, чтобы рассказать о Крестной Жертве Христа, принесенной за всех и за вся. Зачастую родителей больше интересует, кто будет держать ребеночка на руках во время таинства и можно ли присутствовать в это время в церкви мамам-папам-бабушкам-дедушкам, чем истинное понимание, какой особенный, торжественный шаг они делают. 

Что нужно знать о Крещении, можно ли дожидаться, когда ребенок повзрослеет, чтобы он сам принимал решение, в какую веру ему креститься и креститься ли вовсе, об этом рассказал клирик храма Спаса Нерукотворного Образа протоиерей Димитрий Максимов.

B

 Если посмотреть, то в храм в основном ходят женщины. Но всем, и мамам, и папам нужно ходить в воскресный день на Литургию, по возможности – отдавать ребенку в воскресную школу. 

МОЛИТВА – ЭТО ОСНОВА ОСНОВ. НО, ЧТОБЫ НАУЧИТЬ МОЛИТВЕ РЕБЕНКА, НУЖНО САМОМУ НАУЧИТЬСЯ МОЛИТЬСЯ.

Увы, зачастую таинство Крещения малышей превращается для родителей в заботу по поиску подходящих нарядных крестильных рубашечек, подготовку угощений… Это, конечно, все очень важно, ведь это большой праздник – соединения со Христом. Потому на первом месте должна стоять духовная подготовка. Это Исповедь и Причастие и родителей, и восприемников. Многие предпочитают приглашать крестными своих близких друзей и подруг, но совсем не ведущих церковной жизни. Это в корне неверно. Пусть будет один восприемник (по полу ребенка, для мальчика – отец, для девочки – мать), но он должен будет заниматься духовным воспитанием малыша. Рассказывать о Боге, молиться за малыша, а потом и вместе с ним, обязательно ходить в храм.

— Если в доме царит правильная духовная обстановка, если люди готовы жить по заповедям Христовым, если ходят в храм и молятся, то тогда нужно и можно креститься. Но если пока такого понимания нет, то лучше не торопиться, посетить еще несколько огласительных бесед. Господь никогда малыша без защиты не оставит, но этому маленькому ангелочку, важно, чтобы на земле были люди, молящиеся за него. Торопливость в вопросах Крещения не нужна, иначе можно отпасть от Церкви. Если перед глазами у ребенка не будет достойного примера, он может принять ересь за учение о Христе. Жизнь с Богом вне храма невозможна. В этом случае человек не сможет принять Святые Дары. Без воцерковления Крещение бессмысленно. Истинный христианин любит Бога больше, чем кого-либо. В нашей суетной жизни нам никак не обойтись без пищи духовной. Исповедь, Причастие дают нам силы бороться со злом, отделять зерна от плевел. Без Церкви у нас ничего не получится. Нам даруется Благодать через Церковь.

 

Родителей, приводящих малышей на Причастие в воскресный день, в нашем храме сотни. Но из сотни родителей, тех, кто Причащается сам, совсем немного – едва ли будет десяток. Чему же может научить мама или папа, далекие от религиозной жизни, равнодушные к вопросам веры?

— Наши священники всегда открыты к беседам, всегда можно подойти, задать вопрос, идти к Богу никогда не поздно. А если из 20 приходящих на огласительные беседы, в храм начинает ходить хотя бы один человек, то это уже большая радость. Если мы обратимся к Евангелию, то прочтем, как проповедовал Сам Христос, то увидим, что из 10 исцеленных Господом, пришел и поблагодарил Его только один человек. Мы никого не можем принуждать, человек наделен свободной волей.

Ребенка крестят по вере родителей. Это главный ответ на предложение некоторых прогрессивных родителей подождать лет до 15-16 с крещением, чтобы ребенок уже мог сам определиться, хочет ли он быть православным христианином, католиком, иудеем или остаться атеистом.

 — Конечно, рассуждать так может только невоцерковленный человек. Потому что мы понимаем, что свободу выбора в этом случае даст кто-то другой. Даже в православных семьях случается, что ребенок вырастает атеистом, идет иногда против Бога. Может быть, родители откладывали воспитание на потом, может быть, не уследили…Я выступаю за то, чтобы Крещение было ранним, но разумным, без торопливости. Мы всю жизнь воцерковляемся, нет на земле конца, потому что мы должны развиваться, бороться за себя и свою душу. И мы должны в этой борьбе себя чему-то научить.

Крещение это не магический обряд, у человека остаются все те же греховные привычки и склонности, которые были и до Крещения. Поэтому Крещение — это самое начало духовной жизни. Человек получает некий «аванс». И теперь надо пройти долгий и нелегкий путь, годы духовного труда и настоящей церковной жизни, постоянного участия в церковных таинствах. Нередко на этом пути совершается масса ошибок, сотни падений… Главное — подниматься и снова идти. Только так начинается постепенное преображение человека, когда в сердце не остается места для греха.